Одним пробелом в фильмографии Пазолини стало меньше: на
РуТрекере выложили документальный фильм "Гнев" с русскими субтитрами, точнее, первую часть, снятую Пьером Паоло (вторую снял итальянский сценарист Джованни Гварески - она доступна в интернетах без перевода). Тему документальной работы можно обозначить в виде название другого фильма, выпущенного, кстати, в том же 63 году - "Этот безумный, безумный, безумный мир"
Режиссер использует кинохронику 50-60х годов, запечатлевушю различные мировые события, и комментирует ее, исходя из своих политических убеждений. Кто смотрел фильмы Пазолини и немного изучал его биографию, знает, что Пьер Паоло был коммунистом, хоть и специфическим, и критиковал буржуазный строй. "Гнев" - иллюстрация его политических идей. К "Гневу" можно применить много разных "анти"-эпитетов: антибуржуазный, антипотребительский, антивоенный, антиклерикальный, и в конечном счете, анти-антигуманистичный. Пазолини "прошелся" по американцам, французам (сделав акцент на их конфликте в Алжире), по своим соотечественникам, выразил симпатии к кубинцам и особенно к советскому народу. Свое социально-политическое документальное эссе Пазолини подводит к выводу: марксизм - идеология простых людей, рабочих, способная исцелить западный мир от пороков, "новая религия" будущего. Самое популярное слово в фильме - либерта (свобода). Интонации Пазолини меняются с крайнего пессимизма (пять минут он показывает нам испытания ядерных бомб, намекая на то, что когда-нибудь это будут уже не испытания...) на надежду на спасение, и здесь очень интересен заключительный образ - Юрий Гагарин и его полет в космос. Режиссер видит в космонавте, наблюдающим сверху за земным шаром, образ Бога, который снисходительно смотрит на глупых людишек, прощает им все их грехи и указывает верный путь для развития.
В 63-м году это, возможно, выглядело бы сильно. Спустя 50 лет идеи Пазолини кажутся очень наивными и утопичными, это понятно. Но Пьер Паоло, сам того не планируя, достиг интересного эффекта: зритель 21-го века, смотря на безумия и трагедии середины 20-го века, воспринимает их как что-то очень далекое, давнишнее, например, как средневековую инквизицию. Что 500 лет, что 50 - в нашем сознании чуть ли не одно и то же! То, что творится в сегодняшнем мире кажется нам намного ужаснее, нелепее, катастрофичнее, чем то, что показывает Пазолили посредством кинохроники. Неужели так сильно в худшую сторону изменился мир? Или дело в СМИ, формирующие негативную картину мира? Пазолини своим "Гневом" как будто перевел стрелки часов на 50 лет назад и показал, с какого момента начала формироваться эта картина. Ведь с тех пор появились десятки и сотни документальных фильмов, расследований, репортажей о мировых трагедиях, заговорах, террористах и т.д. - их смотреть страшнее, чем первоклассные ужастики! Скорее всего, что-то было и до Пазолини, но как изменилась подача информации - от "пазолинивеской" наивности до апокалиптичной безысходности...