Во втором выпуске - только российские ленты, которые в разное время наводили шороху в моей френдленте.
"Овсянки" (2010, Алексей Федорченко)
Такое ощущение, что этот фильм оказался в нужном месте в нужное время, то есть показался на глаза нужным критикам и фестивальным деятелям, которые решили по каким-то своим причинам наделить "Овсянки" статусом шедевра нового российского кино "не для всех". Для меня, это кино - ни о чем, бессодержательное подобие роуд-муви. В очередной раз нагоняется тоска, так хакартерная для нашей русской души, культивируется эстетика смерти. Грань между миром мертвых и миром живых давно стерлась в российской глубинке - возможно, где-то это действительно так, мне как жителю мегаполиса трудно судить. Об этом можно было бы снять хорошее психологическое кино - о переходном состоянии души - как отдельно взятого человекка, так и некой "коллективной бессознательной" души - между тем и этим миром. Тема очень интересная и акутальная, тем более для России и северных народов, у которых общение с миром духов является многовековой составляющей их мировосприятия. В качестве успешного примера вспоминается фильм Джима Джармуша "Мертвец", реализованный на американской этнической почве. А у Федорченко, на мой взгляд, просто ничего не получилось. Смотрю на актеров и чувствую: они сами не понимают, кого они играют и какие ощущения испытывают их герои. Как будто просто читают текст по сценарию. Плюс предсказуемый (для меня) сюжет: почему-то мне сразу было ясно что эти двое в машине в конце погибнут. А ведь можно было бы поиграть с сюжетом и показать смерть не так прямолиейно.
Моя оценка: 3/10
"Утомленные солнцем: Предстояние" (2010, Никита Михалков)
Надо отдать должное режиссеру: почти трехчасовой фильм я посмотрел на одном дыхании. Однако вчера я посмотрел фильм с Лесли Нильсеном (в связи со смертью актера) - "Голый пистолет" - и тоже на одном дыхании. Вдруг понял, что "УС 2" и американская комедия для меня - фильмы одного уровня. У Никиты Сергеевича ведь тоже получилась комедия, и что самое интересное, вовсе не "черная", хоть и про войну. Возможно, режиссеру непроизвольно удалось провернуть уникальный трюк: показать ужасы войны в жанре абсурдного кино (мне почему-то вспомнился "Монти Пайтон и Священный Грааль", где ужасы средневековья - чума, войны - показаны с очень черным юмором). Чего стоит, например, эпизод с плавучей миной - ну фарс же! Или сон Котова, где он издевается над Сталиным. Есть отдельные очень хорошие эпизоды (обреченные на гибель молодые солдат из элитного подразделения), но они как будто из другого фильма. В результате, получилось просто нелепое кино, чьи создатели неадекватно подошли к серьезной теме - провалу в первые дни Великой Отечественной войны.
Моя оценка: 5/10
"Край" (2010, Алексей Учитель)
Это, конечно, надо видеть -
стим-панк по-русски, таежный экшн, "Формула 1" на паровозах - где еще вы такое увидите?! Как и в последнем фильме Тарантино, в творении Учителя былая эпоха - лишь исторический фон для реализации безумных киноэкспериментов. Искать правду о советском народе послевоенного времени здесь, пожалуй, не стоит, так же, как и "Бесславные ублюдки" - вовсе не правдивый фильм о Второй Мировой войне. Только вот у Тарантино всё получилось как-то более гармонично, качественно, смело. В "Крае" степень абсурдности порой зашкаливает. Гармонично совместить стим-панк и советскую эпоху у режиссера, на мой взгляд, не получилось.
Моя оценка: 5,5/10
"Как я провел этим летом" (2010, Алексей Попогребский)
Ключевой недостаток этого фильма обозначили многие критики - слишком большой хронометраж. Задумка вроде бы неплохая: показать, как меняется человек в условиях отчужденности, изоляции от мира людей, от толпы, масс, от родной семьи. Так что образ Сергея - многолетнего обитателя полярной станции - получился очень характерным. Так же как и стажера Павла - юноши "поколения next". Но контраст двух героев с очень разным мировосприятием, как мне показалось, не получился - хотя он, видимо, задумываля авторами фильма. Контраст оказался размыт природой, холодными пейзажами - они красивы, но их слишком много, как будто режиссер поддался соблазну показать великолепие полярного края - как же не показать! Оказалось - в ущерб концепции фильма. Оттого и хронометраж неоправданно увеличен.
Моя оценка: 6/10
"Кочегар" (2010, Алексей Балабанов)
Я понял этот фильм как вариацию "сказки о разбойниках и плохих людях", которую рассказывает девочкам и описывает в своей "книге" кочегар-якут. У главного героя время и место действия - Якутия в эпоху Царской Руси, у Балабанова - 90-е годы. Разные условия, но люди не изменились: "плохих людей" у нас всегда хватало. Если воспринимать последний фильм Балабанова не как типичную российскую криминальную драму - их в нашем кино переизбыток, - а как фильм в жанре оригинальной сказки, то мы получим очень интересную и хорошую работу, хоть и без претензий на масштабность.
Моя оценка: 7/10
"Дикое поле" (2008, Михаил Калатозишвили)
Снова идея отчужденности, столь любимая отечественными режиссерами. В отличие от "Как я провел этим летом, "Дикое поле" получилось, на мой взгляд, более философским, более насыщенным. Здесь всё на своих местах и всего в меру - философии, русского духа, трагичности и комичности. Правда, если бы я прочитал оригинальный сценарий Луцика и Саморядова, то, возможно, снизил бы оценку фильму. По мнению критиков, история Калатозишвили во многом уступает исконному замыслу двух культовых сценаристов и режиссеров.
Моя оценка: 8/10
"Брестская крепость" (2010, Александр Котт)
Что не получилось у Михалкова - реализовали создатели "Брестской крепости". Конечно, это всё же не "великий фильм о войне", но где-то близко. Мне кажется, что создатели "Крепости" просто решили сделать хорошее кино без всякого выпендрежа и учесть недостатки предыдущих военных блокбастеров. Удивительное дело, уровень патриотического пафоса здесь не зашкаливает, а наоборот, как мне показалось, местами словно вычищен из кинодействия. Сюжет, спецэффекты, актеры (опять удивительно - обошлись без Гармаша, Панина, Куценко и пр.) - всё на высоком уровне. "Брестская крепость" - фильм без явных недостатков. Но во время просмотра не покидает ощущение, что чего не хватает... И я вспомнил ряд крепких западных военных драм - "Спасти рядового Райана" или "
Спасителя", или "Пески Иводзимы" - если брать классику, или "Они сражались за родину" - если брать советсую классику. По сравнению со признанными классиками мирового кино у Александра Котта, пожалуй, не так много опыта и чисто киношного мастерства. Другими словами, если у "Крепости" есть недостаток - это не очень сильная режиссура. Это не бросается в глаза, но чувствуется в деталях, в эпизодах, в планах и т.д. В любом случае "Брестская крепость" - неожиданная и достойная альтернатива Михалкову.
Кстати, фильм уже появился на
Рутрекере!Моя оценка: 8,5/10