За 15 лет
Динара Асанова сняла столь мало, что всё ее творчество можно охватить единственным постом в ЖЖ. Всего 8 полнометражных фильмов, три из них упоминались в обзоре "50 советских фильмов о школе" (
здесь,
здесь и
здесь). Осталось пять...
Говорят, что кино должно так или иначе отражать жизнь - как и любое из искусств. Кто-то из творцов понимает эту задачу по своему: "отражать" - это не так интересно, почему бы не сделать искусство самой жизнью! Динара Асанова не просто переносила на экран сценарии о социальных проблемах, о которых опасно было говорить - нет, не из-за цензуры: любое неосторожное слово, неудачный образ мог только усугубить проблему, с которой на закате советской эпохи никто толком и не боролся. Динара Асанова избегала любой опосредованности: искусственных декораций, намеков, скрытых смыслов, сложных режиссерских приемов. Всегда одна интонация и никаких резких движений. "Картинка" в ее фильмах одинаково мрачновата, обесцвечена. Возможно, дело в качестве пленки. А возможно, визуальность отступала на второй план, уступая место человеческой эмоциональности.
Таким образом каждое произведение Асановой становилось "жизнью": всё настоящее, в том числе, трагедии. Несчастья преследовали многих ее актеров, и порой трагедии в их реальной жизни выглядят крупнее, чем те, что они изображали на экране. Сейчас методы Динары Кулдашевны можно увидеть, наверное, во всех современных российских фильмах на социально-бытовую тематику.
1."Беда" (1977)
Фильм начинается с цитаты из постановления Президиума РСФСР "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма", что может сбить с толку: мол, Асанова сделала "социальный заказ" и сняла антиалкогольный фильм. Конечно, это заблуждение. Антипропаганда вредных привычек - дело всегда деликатное, высок риск только увеличить тягу людей к данной вредной привычке. Тем более, речь об алкоголизме, который настолько глубоко укоренен в российскую действительность, что никакая официальная антипропаганда не поможет. Так что Динара Асанова изначально оказалась от всякого морализаторства: мол, посмотрите, до чего доводит пьянство приличного человека! Соблюдая выбранную тему, режиссер расширяет проблему - в ее глазах это не "проблема алкоголика", а "проблема личности в поисках смысла жизни". Хотя да, к сожалению, поиски смысла жизни у нас часто невозможны без злоупотребления...
Путь рабочего Славы - это тяжелый путь осознания того, что главное в жизни. Таких людей называют бедолагами, которые без неприятностей просто неспособны прийти к простым пониманиям, например, что мать - как ни крути, самый близкий человек, что потеря самоуважения ведет к деградации личности и т.д. И сколько таких людей у нас?
2."Жена ушла" (1979)
Кризис брака - сложная тема в кино. Одно дело, когда супруги ссорятся, страдают, потом как-то мирятся, как это часто и бывает в жизни. Другое дело - показать, что мужчина и женщина, когда-то любившие друг друга (как им казалось), имеющие ребенка, глубоко несовместимы друг с другом. И ничего поделать невозможно: ни терпеть, ни заставить себя полюбить его/ее вновь. Семья превращается в комфортабельную тюрьму. Кто-то мирится с ситуацией и сохраняет отношения (ради ребенка, например), а кто-то жаждет свободы, как Вера, жена Александра.
Динара Асанова пошла путем Ингмара Бергмана, тот в 1973 году очень глубоко изучил проблему семейных отношений в "Сценах из супружеской жизни". Вот так усилиями разных режиссеров рушится многовековой моральный принцип: человек - существо семейное. Оказывается, есть и такие люди (в том числе, и в Советском Союзе), для которых личная внутренняя свобода гораздо более необходима, чем семейное благополучие.
3."Никудышная" (1980)
Для отражения проблемы трудного подростка Динара Асанова выбрала интересный жанр мистической драмы. Школьница Аня доставляет раздражает окружающих своими выходками. Очевидно, что просто некому установить с ней теплый, душевный контакт. У родителей свои заботы, и они отправляют свою дочь в деревню к родственникам. Там ситуация не меняется, однако, удивительным образом нашелся человек, способный найти с Аней общий язык. Это местный житель старик Савва, которого за спиной называют колдуном. Живет он на старой мельнице, а в запертом сарае зачем-то хранит гроб. В общем, двое немного безумных человека, что называется, нашли друг друга. Общение двух незаурядных личностей приносит взаимную пользу.
4."Пацаны" (1983)
Самый известный, культовый, пронзительный фильм Асановой. Спустя три года она раскрывает проблему трудных подростков на более масштабном, серьезном уровне. Если "Никудышная" - это был единичный случай, то "Пацаны" показывают целый социальный слой. Динара Асанова проявила себя не только хорошим режиссером, но и педагогом-психологом, ведь требовалось найти общий язык с оравой реальных трудных подростков, из неблагополучных семей, многие из них стоят на учете в милиции. Обычный режиссер тем или иным способом заставил бы их произносить на экране нужный текст. Динаре этого было мало. Она хотела им по-человечески помочь, как-то повлиять на из судьбу. Потом они признавались: действительно, что-то переменилось у них внутри во время съемок... Воплощением педагогического таланта Динары Асановой стал актер Валерий Приемыхов в роли воспитателя.
Это фильм был призван стать культовым для молодежи. Романтика, песни, природа, приключения на свою голову. Где-то там, за несколько станций на электричке, мир взрослых. Лишь изредка его представители "соизволят" навестить тех, кто доставляет им так много проблем...
5."Милый, дорогой, любимый, единственный" (1984)
В 80-е годы формируется молодое поколение, чьи моральные принципы идут в разрез с представлениями старшего поколения о том, что можно делать в этом мире и что нельзя. В глубине души добрая и отзывчивая девушка становится жертвой молодежной моды, которая касается не только одежды, причесок, но и поступков, безумных, безбашенных. Она идет на похищение ребенка ради того, чтобы вернуть любимого, явно ее любви не заслуживающего. Благородный и немного доверчивый водитель Вадим неволько становится соучастником ее авантюры, а по сути - преступления, думая, что помогает беззащитной девушке с ребенком.
Динара Асанова снова избегает морализаторства и не ищет виноватых, хотя формально таковой является Анна. Но героиня вызывает у нас симпатию: безумная, безответственная, но она ищет любовь - своими способами, чересчур необычными и шокирующими. Кто знает, возможно, именно такие люди, как Анна, способны любить по-настоящему, бесстрашно и самоотверженно? Найдется ли для них любовь в мире привычных устоев, представителем которого является Вадим? Ведь именно от такого героя (безусловно, настоящего мужчины) "жена ушла" в одноименном фильме.