Петр Думала. Поэзия болезненных снов

Jan 28, 2018 22:17

Мастера короткометражной анимации, выпуск №92

Творчество польского мультипликатора Петра Думалы почти не поддается логичному описанию. Мне, как и другим авторам обзоров и аннотаций, приходится жонглировать такими словами, как "загадка", "атмосфера", "сновидения", "сюрреализм", "иррациональность". Если вас интригует такое сочетание "ингредиентов", то эта заметка - для вас.




Петр Думала - выпускник Академии изящных искусств в Варшаве, специальность - реставрация скульптур. Работа с гипсом - одним из основных скульптурных материалов - повлияет на формирование его уникальной анимационной техники - выцарапывание изображения на гипсовых пластинах. По трудоемкости эту технику можно сравнить с песочной анимацией или игольчатым экраном. Снимать мультфильмы Думала начал в 80-е годы - к этому десятилетию польская авторская анимация переживала упадок после расцвета в 60-70-е годы. Творчество Думалы обладает чертами декаданса, который в любой культурной эпохе по-своему прекрасен.

Фильмографию польского аниматора можно разделить на две неравные части. В первую часть входят ранние работы, выполненные в традиционной рисованной технике, но экспериментальные по стилю и содержанию. Эти мультфильмы нарисованы, на первый взгляд, неряшливо и нечетко, словно правша рисовал левой рукой. Диалоги отсутствуют, сюжет намечен очень поверхностно. Больше остальных заслуживает внимание мультфильм "Черная шапочка", с соответствующим юмором обыгрывающий сюжет известной сказки про волка и девочку с корзинкой пирожков. Думала обнаруживает в истории эротический подтекст. В ранних работах заметен интерес аниматора к архетипам, к процессам, происходящим в индивидуальном подсознании и в коллективном бессознательном. Так что неудивительно, что его фильмы почти не поддаются внятному пересказу, так как в них царит иррациональность.



Ликантропия (1981)



Черная шапочка (1983)



Нервная жизнь космоса (1986)

Во вторую часть входят "гипсовые" мультфильмы Петра Думалы. Что больше всего в них поражает - это работа с кинематографическим пространством, в котором сочетаются минимализм и гиперреализм. Минимализм проявляется в отсутствии речи, цветов (только оттенки серого или коричневого), большого количества деталей и мелочей. Пространство мультфильмов Думалы - это темная пустота, в которой, как в болезненном сне, смутно прочерчиваются образы: люди, предметы, дома. Персонажам комфортно находиться в темноте, солнечный свет для них враждебен, поэтому они предпочитают делать свои дела при свете луны или свечи. И вдруг в этой мрачной сновидческой атмосфере четко проступает лицо человека, как будто живого актера - такой контраст мутной обстановки и гиперреалистичной мимики производит исключительное впечатление. В этих фильмах почти нет сюжета, но есть ЖИЗНЬ со своими тайнами, которые мы не сможем разгадать.



Кроткая (1985)



Преступление и наказание (2000)



Франц Кафка (1991)

Нарисованные на гипсовых пластинах мультфильмы Петра Думалы основаны на литературных "вселенных" двух писателей, известных своими мрачными произведениями - это Франц Кафка и Федор Достоевский. Прага и Санкт-Петербург - два мрачных города, в которых реальность и сновидения сливаются в одно сюрреалистичное пространство. Герои перемещаются в нем как будто на ощупь. Особенность техники рисования на гипсе заключается в том, что на новом рисунке остаются следы предыдущего, что усиливает ощущение сновидческой плотности пространства. Мультфильм "Франц Кафка" (1991) показывает эпизоды из дневников и писем писателя. Кафкианскими по настроению являются "Стены" (1987) и "Свобода ноги" (1988).



Стены (1987)



Свобода ноги (1988)



Франц Кафка (1991)

Что касается Достоевского, то Петр Думала обратился к двум произведениям писателя - рассказу "Кроткая" и роману "Преступление и наказание". Соответствующие мультфильмы нельзя назвать экранизациями - они содержат отдельные эпизоды из литературных произведений (особое внимание аниматор обращает на сцены самоубийства), а на первый план выходит нервная, тревожная атмосфера.



Кроткая (1985)



Преступление и наказание (2000)

Последний на данный момент короткометражный мультфильм Думалы - это "Гиппопотамы" (2014), выполненный в рисованной технике и перенявший черты "гипсовых" работ 1980-х годов (черный фон, минимализм, ощущение тревожности). Пожалуй, это один из самых шокирующих мультфильмов за всю историю - присутствуют сцены насилия над женщинами и детьми, показанные без иронии или черного юмора. Дина Годер, театральный и анимационный деятель, назвала "Гиппопотамов" "фильмом-аллегорией о насилии", а также "балетом, в котором люди вели себя дико, будто стадо гиппопотамов".




В последние годы Петр Думала снимает игровые черно-белые сюрреалистичные фильмы с элементами анимации и преподает анимацию в Высшей Государственной школе кинематографа, телевидения и театра в Лодзи.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up