Мастера короткометражной анимации, выпуск №85
В 1969 году в советской анимации произошла музыкальная революция - вышел мультфильм "Бременские музыканты", открывший,
как отмечает историк мультипликации Георгий Бородин, новую страницу в истории советского мюзикла. Найдите в интернете любой сборник песен из советских мультфильмов - в нем обязательно будет несколько хитов из "Бременских музыкантов", но, что самое важное, 99% всех остальных мульт-песенок, которые мы помним чуть ли не наизусть с детства, появились уже после 1969 года. Инесса Ковалевская задала новый стандарт детского мультфильма, который должен иметь не только увлекательный сюжет, но и качественное музыкально-песенное сопровождение. И не будем ограничивать ее влияние только мультиками: формула "детский фильм + мюзикл" великолепно сработала и в игровом кино. "Приключения Буратино", "Электроник", "Мэри Поппинс" и др. тоже в какой-то степени выросли из "Бременских музыкантов". В общем, о выдающихся достижениях Инессы Ковалевской в сфере детской культуры можно говорить долго. Мы же скажем пару слов о ее мультфильмах.
Путь в анимацию у Инессы Алексеевной Ковалевской был тернистый и непредсказуемый. В юности ее не приняли МГУ из-за того, что отец был исключен из партии (1950-й год). В дальнейшем Инесса прошла через несколько вузов и в конце 50-х начинает работать в Министерстве культуры СССР (Комитет по кинематографии). Среди ее рабочих задач оказалось курирование советской мультипликации, которой она всерьез заинтересовалась - уже не как сотрудник министерства. В 1961 году поступает на Высшие курсы сценаристов и режиссеров и в 1964 году начинает свою долгую карьеру на "Союзмультфильме". Более подробную биографическую справку вы можете
почитать у Георгия Бородина.
Как вы уже поняли, в мультфильмах Инессы Ковалевской очень много музыки, песен. Из ее мультиков можно смонтировать полноценный мультяшный концерт с номерами в разных стилях - от русского фольклора до рок-н-ролла. Аудитория - прежде всего, дети. Конечно, и взрослые зрители с удовольствием пересматривают эти мультики, но изначально создатели следовали в первую очередь запросам детской аудитории. Делали это очень ответственно и мудро, с пониманием психологии детского восприятия: в фильмах Ковалевской вы не найдете морализаторства, навязывания идеологических ценностей, излишних сюсюканий и мимимишности. С другой стороны, ее фильмы можно упрекнуть в том, что они слишком "попсовые", легкомысленные, бесконфликтные. Насколько справедлива ли такая критика - вопрос спорный. У Инессы Ковалевской были проблемы с признанием со стороны профессионального окружения - те же "Бременские музыканты" худсовет назвал неудачей. Но вот зрительскому признанию, которое ей досталось, позавидует любой творец.
Инесса Ковалевская создала два десятка мультфильмов, которые мы попробуем разделить на три музыкально-тематических блока.
1. Мультяшный рок-н-ролл.
В первый блок входят мультфильмы, в которых главную роль "играют" артистичные животные и дети. Самые хитовые песенки - именно оттуда. Если попытаться определить музыкальный стиль этих песен, то это такой инфантильный рок-н-ролл. Представьте, если бы The Beatles записали альбом специально для детей дошкольного возраста. Легкие, мелодичные танцевальные композиции с простым и запоминающимся текстом. Никаких взрослых тем: мультяшки поют нам о дружбе и о том, как прекрасно детство. Думаю, музыкальный диск, полностью составленный из суперхитов и малоизвестных песен из мультфильмов Инессы Ковалевской, стал бы бестселлером.
"Мы свое призванье не забудем..." (Бременские музыканты, 1969).
"Чунга-чанга - лето круглый год..." (Катерок, 1970).
"Я на солнышке лежу..." (Как львенок и черепаха пели песню, 1974).
"Эта территория зовется акватория..." (В порту, 1975).
"Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг" (Однажды утром, 1981).
"Жаль, не нравится мой голос никому му-му..." (Приключения кузнечика Кузи, 1990).
"Дора-дора-помидора, мы сейчас поймаем вора" (Дора-Дора-помидора, 2001).
2. Классическую музыку - детям!
Если вернуться к теме развития советской детской культуры, то одна из задач, которую взяла на себя Инесса Ковалевская в этой сфере - это приобщение детей к классической музыке великих композиторов. С помощью мультиков! Многие известные композиторы сочиняли не только сложные симфонии, но и простые произведения, освоить и исполнить которые мог бы даже ребенок. Инесса Алексеевна выбирала именно такие легкие пьесы, а для вовлечения ребенка в музыкальный мир создавала (конечно, с помощью талантливых художников-аниматоров) красочный, визуально насыщенный мультипликационный мир с высокой плотностью действия. Правда, здесь нет увлекательных историй, сюжета в них столько же, сколько в танце. По сути, мультфильмы из этого блока - это танец - типа вальса или польки - в котором гармонично взаимодействуют элементы окружающего мира: люди, животные, предметы, природа... История здесь - это само движение, имеющее лишь формальные начало и завершение. И всё это под классическую музыку. Среди всех мультфильмов Ковалевской эти - самые красивые. Соединяются красота музыкальная и красота графическая. Для ребенка, пожалуй, это отличный способ начать знакомство с классической музыкой.
Детский альбом (1976). Композитор - П.И.Чайковский.
Камаринская (1980). Композитор - М.И.Глинка.
Картинки с выставки (1984). Композитор - М.П.Мусоргский.
Танцы кукол (1985). Композитор - Д.Д.Шостакович.
Прогулка (1986). Композитор - С.С.Прокофьев.
Гномы и горный король (1993). Композитор - Эдвард Григ.
3. Русский народный мюзикл
Обращение к русским народным сказкам - распространенное явление в советской анимации. Инесса Ковалевская показала, что с фольклором можно работать совсем в другом направлении. В третьем блоке - всего три мультика, заслуживающих особого внимания. Взяв за основу русскую народную музыкальную культуру, Ковалевская, можно сказать, изобрела новую разновидность мюзикла - русский народный рок-мюзикл. Пусть вас не смущает здесь слово "рок" - под ним понимается не гитарное рубилово, которого в этих мультфильмах, конечно же, нет. Рок - это драйв, это мощное самовыражение музыканта, а какие инструменты он использует - не так важно. Внедряя народную музыку в мультфильм, Ковалевская делает ее современной, сохраняя атрибуты старинной культуры. Выглядит это забавно и немного абсурдо, ну а какими еще должны быть мультяшки? Вот медведь в лаптях, танцующий твист, вот рубаха-парень, зажигающий на балалайке, а вот женский хор дает жару всей деревне.
Первыми в этом цикле идут "Русские напевы" (1972) на основе русских народных песен ("Калинка, малинка", "Лапти, да лапти, да лапти мои" и др.). "Русские напевы" - сборник зажигательных музыкальных "клипов" с участием фольклорных персонажей. Как в индийском кино - все поют и танцуют. "Сказка о Попе и работнике его Балде" (1973) - переосмысление сказки Пушкина в рок-н-ролльном русле. Этот мультфильм можно смело назвать рок-мюзиком, есть в нем что-то бунтарское. Наконец, "Кострома" (1989) - это, опять же, своеобразный мультяшный клип на русскую народную обрядовую песню "Кострома", которую все слышали в современной электронной обработке от группы "Иван Купала".
1972 - Русские напевы
1973 - Сказка о Попе и работнике его Балде
1989 - Кострома
***
Так получилось, ни в один из блоков не попали несколько мультфильмов Ковалевской, заслуживающих упоминания: "Горный мастер" (по сказам Бажова), "Салют, Олимпиада!" (мультипликационное музыкальное шоу в преддверии московской Олимпиады), "Снегирь" (по стихотворению А.Барто об осуществлении детской мечты). Карьера Инессы Ковалевской почти 40 лет была прочно связана с "Союзмультфильмом", вместе со студией она пережила тяжелые 1990-е. Как отмечает Георгий Бородин, "вместе с другими энтузиастами участвовала в движении сопротивления уничтожению студии". В 2013 году почти незаметно прошел 80-летний юбилей Инессы Алексеевны. В 2015 году ей была вручена российская национальная анимационная премия "Икар" за профессиональные достижения и вклад в развитие анимации.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).