Мастера короткометражной анимации, выпуск №76
Единственный представитель Италии в нашем проекте - мультипликатор-карикатурист и автор комиксов Бруно Боццетто. Бруно можно назвать европейским продолжателем традиций выдающихся американских аниматоров-сатириков Текса Эйвери и Чака Джонса. Сногсшибательный юмор, яркая сатира, отсутствие запретных тем, а также оптимизм несмотря ни на что - стиль Бруно Боццетто остается неизменным вот уже более 50 лет!
Боццетто - из той категории аниматоров, чей стиль является логическим продолжением печатных карикатур и комиксов. Страсть к сатире и пародиям у него с детства, в 15 лет Бруно сделал первый любительский мультик - пародию на диснеевского Дональда Дака, а первая профессиональная работа появилась в 1958 году, когда ее создателю было всего 20 лет! "История оружия", сделанная в духе модной тогда
Загребской школы, представляет собой ироничный взгляд на историю человечества с точки зрения развития вооружений (от первобытной дубинки до сверхмощного оружия будущего). Серия остроумных эпизодов, стилизованных под различные исторические эпохи, станет одним из любимых жанров Бруно Боццетто. "История оружия" была показана на Каннском кинофестивале и немедленно получила международное признание. Молодого итальянского аниматора отметили такие мэтры, как
Норман МакЛарен и
Джон Халас.
Старт был настолько удачным, что Бруно в 1960 году уже смог основать собственную анимационную компанию - Bruno Bozzetto Film Company. В его мультфильмах появляется сквозной персонаж - синьор Росси, ставший "визитной карточкой" аниматора. Господин Росси - типичный итальянец (фамилия Росси в Италии - как у нас Иванов), с его помощью Боццетто высмеивает реальные и вымышленные стереотипы про итальянцев и не только. Синьор Росси приглянулся зрителям из разных стран, а забавные ситуации, в которые попадает этот персонаж, универсальны и понятны всем. Впервые смешной итальянский мужичок появляется в м/ф "Премия Оскар для господина Росси" (1960), в котором главный герой решает снять фильм, чтобы получить престижную кинонаграду.
Господин Росси "снимался" в мультфильмах Боццетто почти 20 лет, включая три полнометражки. И хоть с юмором там всё в порядке, персонаж Росси не является инструментом едкой сатиры или разоблачения каки-либо глобальных проблем. Например, вышеупомянутую "Премию Оскар для господина Росси" можно было легко сделать пародией на современное кинопроизводство, в котором всё завязано на погоне за наградами в ущерб художественным достижениям. По сюжету, нелепое и бездарное кино, сделанное господином Росси, неожиданно нравится кинопродюссерам и зрителям и получает-таки Оскара. Но выглядит такой финал не как сатира, а скорее как знак одобрения того, что любая экспериментальная работа может получить широкий успех.
Господин Росси
По-настоящему жесткая сатира у Бруно Боццетто проявляется в отдельных его мультфильмах 60-70-х годов. "Альфа Омега" (1961) - выполненный в минималистичном карикатурном стиле мультик о том, как наши мозги с самого детства забивают всякой ерундной. От рождения ("альфа") и до смерти ("омега") человек не живет, а играет навязанные ему социумом роли.
Продолжает тему давления социума на личность мультфильм "Жизнь в коробке" (другой вариант названия более красноречивый - "Жизнь в консервной банке"). Жизнь по общепринятым стандартам и моделям противопоставляется творению и созерцанию первозданной природы.
"Самообслуживание" (1974) - смелая социально-политическая сатира, пародия на общество потребления, в которой люди сравниваются с комарами - первые "присасываются" к природным ресурсам, как комары - к крови.
Самая глобальная сатира у Боццетто получилась в м/ф "Кузнечики" (1990), в которой история человечества показана как история войн. Кузнечики и прочие насекомые, с точки зрения аниматора, приносят этой планете больше пользы, чем вечно уничтожающие друг друга людишки.
В "Опере" (1973) Боццетто через яркую пародию на известные оперные произведения выходит на глобальную политическую сатиру с постапокалиптическими мотивами. Но запоминаются здесь не мрачные предупреждения, а прикольные шаржи на великих композиторов, оперных персонажей (Ромео и Джульетта, Фигаро и др.) и даже на Битлов.
В то же время Бруно Боццетто не похож на мизантропа или мрачного прововедника, вещающего о грядущем апокалипсисе. Бруно в юмористическом ключе проигрывает негативные сценарии вплоть до уничтожения человеческой цивилизации, но чувствуется, что аниматор оптимистично относится к нашему будущему. Свой предупреждающий посыл Бруно дает с изрядной долей иронии. Его любовь к людям со всеми их пороками видна в пародийных мультиках, изображающих ситуации не на таком глобальном уровне. Вот, например, Боццетто добродушно высмеивает человеческую природу. "Детская история" (1978) - оригинальная пародия на процесс зачатия, развития эмбриона, рождения младенца.
В "Стриптизе" (1977) показана пародия на стриптиз-шоу и с доброй иронией изображено естестественное мужское желание относительно противоположного пола.
"Теннисный клуб" (1982) - спортивная пародия, остроумно обыгрывающая особенности игры в теннис.
Самые известные пародии Боццетто - это его полнометражные мультфильмы. "Запад и содовая" (1965) - пародия на вестерны, "Мой брат - сверхчеловек" (1968) - на супергеройские комиксы, "Не очень весело" (1976) - на диснеевскую "Фантазию".
В конце 90-х у Бруно Боццетто начинается новый этап. Итальянский аниматор берет на вооружение новые компьютерные технологии, а точнее - флэш-анимацию на платформе Adobe Flash. Графический стиль упрощается, производство становится дешевле и быстрее, при этом количество и качество юмора остаются на прежнем уровне. Флэш-мультики Боццетто обретают популярность в интернете - уверен, каждый из вас видел какой-нибудь из них. Самый хитовый - это "Да и нет" (2001), пародийная иллюстрация правил дорожного движения.
Еще очень популярен мультик "Европа и Италия" (1999), в котором ставится вопрос: можно ли итальянцев считать частью цивилизованной Европы? Аниматор показывает несколько типичных ситуаций, в которых "цивилизованные европейцы" и "дикие итальянцы" ведут себя противоположным образом. Конечно, здесь очень много иронии, мультфильм высмеивает стереотипы об итальянцах, но в шутке, как известно, есть доля правды.
С начала нового тысячелетия Брунно Боццетто сделал очень много флэш-мультиков, пародирующих всё что угодно. У него даже появился новый сквозной персонаж - мистер Отто, к которому аниматор относится чуть более цинично, чем к мистеру Росси.
Мистер Отто
Сейчас у Бруно есть собственный
Youtube-канал, на котором можно посмотреть старые мультфильмы и анонсы новых проектов 84-летнего аниматора.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).