Мастера короткометражной анимации, выпуск №75
Геннадий Михайлович Сокольский - один из лучших и самых востребованных художников-мультипликаторов "Союзмультфильма". Кроме того и как режиссер мультипликации создал десяток замечательных мультфильмов. Но парадоксальным образом из его режиссерской фильмографии в историю вошли три произведения, с которыми имя Сокольского ассоциируется не в первую очередь. Первое - это "Ну, погоди!". Сейчас мало кто знает и помнит, что именно Геннадий Сокольский создал первые три эпизода с волком и зайцем - это был 2-минутный мультик для "Веселой карусели" №1 (1969), который стал прототипом известного всем мультипликационного сериала. Производство следующих эпизодов доверили другим людям. Вот что
пишет об этом Наталия Венжер в книге "Наши мультфильмы" (2006): "Сокольский был в этом фильме и режиссером, и художником-постановщиком, и аниматором. Почуяв в новом замысле золотое дно, руководство студии не решилось доверить его реализацию начинающему режиссеру, автору пусть прекрасного, но единственного, и притом крошечного, фильма. Сериал зажил отдельной жизнью".
Имя Сокольского значится среди режиссеров "Винни Пуха", рядом с Хитруком. Дело в том, что Геннадий Сокольский работал художником-мультипликатором у Хитрука. На третьей серии - "Винни-Пух и день забот" - Федору Савельевичу понадобилась помощь, и тот предложил своему ученику стать сорежиссером.
Третье произведение - совместный проект Японии и СССР, трилогия "Приключения пингвинёнка Лоло", в которой Сокольский был сорежиссером. Спорный вопрос - является мультфильм в большей степени советским или японским, хотя инициатива создания "Лоло" исходила от японской стороны и в производстве использовалось японское оборудование. Пожалуй, в визуальном плане здесь больше японского, а по духу - больше нашего. Несмотря на то, что "Пингвиненка Лоло" смотрели по всему миру, нельзя сказать, что мультфильм сделал имена своих создателей всемирно известными.
Ну, погоди! (1969)
Самостоятельные режиссерские работы Геннадия Сокольского менее известны, но в них есть интересные моменты для анализа. После изучения режиссерской фильмографии мультипликатора мы с удивлением обнаруживаем, что Сокольский в советской анимации - один из главных исследователей потусторонних и сверхъестественных сил! Но это не значит, что аниматор снимал ужастики и пугал советских детей мультяшными бабайками. Сокольский использовал мистические и сюрреалистические мотивы в комедийном ключе, основным его жанром можно назвать "комедию воспитания", или "педагогическую сатиру", где сверхъестественные силы берут на себя миссию перевоспитания обитателей реального мира, правда, иногда получается противоположный эффект.
Все начинается с короткометражки "Небылицы в лицах" (1973), созданной для пятого выпуска "Веселой карусели" (Сокольский, кстати, был одним из создателей этого мульт-альманаха). Через 10 лет появился м/ф "Охотник до сказок" (1984). Оба мультика в жанре сатирической небылицы показывают невероятные трансформации людей и животных, и если в первом случае чудеса оборачиваются простой шуткой, то во втором мультфильме мы не вполне понимаем: сон это или чертовщина наяву? В обеих работах прослеживается мотив частичного перевоспитания героя: в "Небылицах" мужику прививается чувство юмора и нестандартное мышление, в "Охотнике до сказок" из другого мужика искореняются капризность и инфантильность. Примечательно, что там и там используется один и тот же сюрреалистический символ :
1973 - Небылицы в лицах
1984 - Охотник до сказок
В нескольких мультфильмах Сокольского происходит конкретное вмешательство сверхъестественных существ и явлений в людской мир с целью перевоспитания отдельных его представителей. В м/ф "Недодел и Передел" (1979) появляется старушка (добрая белая колдунья или типа того), перевоспитывающая двух братьев - Фому и Ерему. Первый вечно не доделывает дела, второй, наоборот, переделывает. Инструментом перевоспитания в данном случае служит русская баня.
В "Замке лгунов" (1983) завирающегося мальчика перевоспитывает некий волшебник-трикстер, помещая его в сюрреалистическое пространство фальшивого дворца.
Маленькая колдунья из одноименного мультфильма 1991 года активно контактирует с людьми и помогает деткам восстановить справедливость, а свою энергию перевоспитания обрушивает на ведьминское сообщество.
Перевоспитание нечисти человеком мы наблюдаем в полусказочном мультфильме "Ивашка из Дворца пионеров" (1981). Все-таки советский пионер по-своему совершенен и не подлежит перевоспитанию - тут, как говорится, нашла коса на камень. Менять свои жизненные ценности приходится представителям нечистой силы - Бабе Яге, Кощею и т.д.
Похожая ситуация, хоть и без сверхъестественных явлений, происходит в мультике "Птичка Тари" (1976), в котором условно "темный" персонаж - недружелюбный крокодильчик - перевоспитывается при участии условно "светлой" птички Тари, избавляющей того от зубной боли.
На мой взгляд, лучший мультфильм Геннадия Сокольского - "Серебряное копытце" (1977) - лишен педагогических мотивов и утверждает гармонию между миром людей и миром сверхъестественных существ.
Особняком у Сокольского стоит мультик "Мышонок Пик" (1978), который больше проходит по категории "природоведение". Последней режиссерской работой Геннадия Михайловича стала "Маленькая колдунья". До середины 90-х работал художником-мультипликатором на нескольких проектах, после чего, как пишут, занялся книжной графикой.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).