Мастера короткометражной анимации, выпуск №71
Даже если вы не любите кукольную анимацию, мультфильмы Натальи Дабижи обязательно доставят вам удовольствие или как минимум вызовут улыбку. Вы скорее всего почти сразу забудете, что перед вами куклы - настолько естественны и пластичны ее персонажи, которые по своей природе ближе к живым комедийным актерам, нежели к театральным марионеткам. На мой взгляд, можно провести прямую линию влияния к Наталье Борисовне от
Владислава Старевича, чьи ожившие куклы демонстрировали удивительную мимику, словно они действительно живые существа. Вот что пишет Наталья Лукиных в "Энциклопедии новейшей истории отечественного кино 1986-2000": "Все ее зверюшки и человечки - не постные тряпичные особи, а существа живые, теплокровные, с привычками и повадками". Наталья Дабижа вкладывала в свои мультфильмы некое "внутреннее тепло", которое, на ее взгляд, отсутствует в популярной западной и японской анимации. Высокое кукольное мастерство Натальи Дабижи, закончившей театральное худучилище по специальности "художник-конструктор по куклам" и работавшей в Театре кукол Образцова, обеспечило ее фильмам востребованность на протяжении многих-многих лет.
В первую очередь это касается трилогии "Бамбр" (1988-1991), главного шедевра мультипликатора. Три мультика про "свирепого" Бамбра - новое слово в детской кукольной анимации, работа, в которой кроме захватывающего сюжета присутствует ряд интересных режиссерских приемов. Во-первых, очень живая мимика (каждая часть лица обладает чрезвычайной подвижностью), благодаря которой каждая кукла приобретает то самое "внутреннее тепло", собственную харизму, обаяние и уже не воспринимается как "оживленная" мультипликацией плюшевая игрушка. Во-вторых, куклы приобретают полный набор прав обычных живых актеров, в том числе как будто и возможность импровизировать. Персонажи получаются ужасно милыми, даже отрицательных героев (в данном случае - сумасшедшего охотника, чья шальная пуля вполне может привести к трагическому исходу) невозможно не полюбить. С другой стороны, такое "актерство" отводит собственно сюжет на второй план. Сюжет достаточно прост, как и мораль, которая во всех трех мультиках сводится к идее о том, что дружба - это сила! Впрочем, это не претензия: мультик же детский, поэтому концептуальные усложнения тут неуместны.
Можно обратить внимание и на "скрытый слой" мультфильмов про Бамбра, который вряд ли заметит ребенок. Несмотря на позитивность, мультики вызывают мрачные ассоциации. Ведь если разобраться, это же постапокалипсис! Безжизненная пустыня, в которой выжило несколько зверей, мутировавших под воздействием радиации. Из людей осталось двое: Отшельник - эдакий Симеон-столпник, который выжил, видимо, благодаря удаленности от эпицентра ядерного взрыва, а также охотник - этому, видимо, просто повезло, но из-за увиденных ужасов у него конкретно съехала крыша. Мультфильмы сняты по мотивам сказок Успенского и Тимофеевского - кто знает, какой скрытый смысл они заложили в истории по Бамбра...
Наталья Дабижа пришла на "Союзмультфильм" в 1969 году, больше десяти лет работала художником-мультипликатором кукольных фильмов, в том числе принимала участие в создании образа Чебурашки. Режиссером стала в 1982 году, дебют состоялся в 83 году в альманахе "Веселая карусель" - это был эпизод "Мышонок и кошка". В первой же самостоятельной кукольной работе Наталья создает простеньких, но очень обаятельных персонажей-животных.
Персонажи-люди впервые появляются в м/ф "Ваня и Крокодил" (1984) по сказке Чуковского (сам писатель появляется "камео"). В мультике используются объемные и плоские марионетки, главную роль "играет" крокодил. Можно отметить, как своеобразно Наталья Дабижа обыгрывает пространство города Петербурга.
В 1986 году Наталья Дабижа создает мультик "Одинокий рояль", который может показаться неожиданным по двум причинам. Во-первых, он грустный. Во-вторых, главную кукольную роль здесь исполняет не человек и не животное, а... рояль!
В постсоветский период Наталья Борисовна работает на студии "Кристмас Филмз" и участвует в международных проектах телекомпании BBC: "Мультопера / Operavox" (эпизод "Севильский цирюльник"), "Библия в анимации" (эпизод "Авраам"), м/ф "Дерево с золотыми яблоками" (1999). Все-таки чувствуется, что аниматору приходилось подстраивается под требования британской стороны, поэтому при высоком качестве материала "внутренней теплоты" немного не хватает. В меньшей степени это касается "Севильского цирюльника" - яркой кукольной работы с неожиданными сценическими решениями.
Начало 2000-х - это возвращение не только на "Союзмультфильм", но и к прежнему фирменному "теплому" стилю. "О рыбаке и рыбке" - замечательный кукольный мультик, необычная интерпретация известной сказки Пушкина в стиле экспериментального театра (не кукольного, а с живыми актерами) с условными декорациями, когда во время действия, например, на сцене могут работать техники или осветители, а актеры могут выйти к зрителям. Если составить рейтинг лучших мультфильмов Натальи Дабижи, я бы поставил "О рыбаке и рыбке" на второе место - после "Бамбра".
Последней в фильмографии значится "История любви одной лягушки" (2005) - симпатичный мультик с забавными кукольными персонажами.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).