Ко Хойдеман. Плюсы и минусы гуманизма в анимации

May 27, 2017 16:18

Мастера короткометражной анимации, выпуск №66

Голландец Якобус Виллем Хойдеман, в 1965 году переехавший в Канаду - один из самых ярких мастеров-аниматоров National Film Board of Canada, главного мирового центра авторской анимации второй половины 20 века. Карьеру Хойдемана можно назвать образцовой: начиная с 70-х годов и по сей день аниматор имеет возможность творить, экспериментировать, делать любимую работу и получать мировое признание. Идеи, которые Ко Хойдеман выражает в своих мультфильмах, оказались востребованными у западной публики - это идеи гуманизма, утверждения семейных ценностей, свободы творчества и воображения. Если добавить к этому высокий уровень анимационного мастерства, умение виртуозно "оживлять" любой материал (подобно Гарри Бардину), экспериментировать с различными техниками, то многочисленные премии и фестивальные награды абсолютно закономерны. Вершиной признания стала премия Оскар за лучший короткометражный фильм в 1978 году.




Ко Хойдеман родился в 1940 году, и маленькому мальчику пришлось пережить мрачные военные дни во время немецкой оккупации Голландии. Особенно это касается 1944 года, когда в Амстердаме произошла так называемая "Голодная зима". В школьном возрасте Ко интересуется фотографией, с 15 лет работает фоторетушером, сотрудничает с маленькими студиями, создавая для них спецэффекты. По вечерам Хойдеман обучается в амстердамской Школе искусств и в Школе фотографии в городе Гаага. По мере развития навыков берется за более сложные задания, занимается моделированием, монтажом, дизайном, созданием рекламы. В 25-летнем возрасте уезжает в Канаду в надежде попасть в легендарный National Film Board of Canada и ему это удается. В 1970 году его даже посылают в Чехословакию изучать кукольную анимацию.

Кукольная (или объемная) анимация занимает важнейшее место в фильмографии Хойдемана, однако назвать его "кукольником" сложно. Аниматор, экспериментируя с объемными предметами и персонажами, выбивается из традиций кукольной анимации. Вот, например, ранняя зарисовка "Матрешка" (1970), в которой мы видим демонстрацию прекрасно знакомых нам возможностей этой русской народной игрушки. Западного зрителя этот мультик наверняка увлекает гораздо сильнее.




Затем Хойдеман создает пару кукольных мультфильмов по эскимосским легендам: "Сова и лемминг" (1971), "Сова и ворон" (1973). Эти работы выделяются тем, что в них точно воссоздан быт инуитов - коренного народа северной Канады.




Первый по-настоящему яркий и успешный эксперимент Хойдемана с объемной техникой - это мультфильм "Чух-чух" (1972). Аниматор берет обычные детские деревянные кубики и создает из них целый мир, в котором с двумя "кубическими" персонажами - мальчиком и девочкой - происходят захватывающие приключения.




Начиная с этой работы, можно говорить о двух основных особенностях анимации Ко Хойдемана. Первая - это упор на зрелищность. Сюжет почти отсутствует, мультфильм превращается в изобретательный мульт-аттракцион: зритель восхищенно наблюдает за тем, как "оживляются" и взаимодействуют оригинальные персонажи. Вторая особенность заключается в том, что для каждого мультфильма аниматор создает необычный мир, населенный забавными существами. Помните планету Блук в "Тайне третьей планеты"? Птица Говорун, летающая корова и пр. Хойдеман делает что-то похожее, только без фантастической составляющей. Анимационные миры Хойдемана можно воспринимать как инопланетные, но ничего захватывающего там не происходит: мы словно через супертелескоп наблюдаем за жизнью инопланетных животных и умиляемся. Таковы мультфильмы "Замок из песка" (мир песка с песочными существами), "Сокровища Гротокенов" (подводный мир с осьминожками), "The Garden of Écos" (дикий мир с большим разнообразием фауны). К этому списку можно добавить и "Коробку", в которой мир создается не на условной далекой планете, а прямо под носом аниматора, в обычной коробке.



1977 - Замок из песка



1980 - Сокровища Гротокенов



1989 - Коробка



1997 - The Garden of Écos

"Замок из песка" - самый известный фильм Ко Хойдемана, получивший Оскар и кучу наград на фестивалях. При всей условной инопланетности действия этих мультфильмов, идеи в них содержатся вполне земные. На первом плане всегда позитив: дружба, игривость, жизнерадостность. На более глобальном уровне Хойдеман показывает нам социум, в котором давно и прочно укоренены семейные ценности, взаимовыручка, сочувствие. Другими словами, утопия, в которой настолько всё идеально, что даже скучно. Главный недостаток Хойдемана - отсутствие конфликта, "изюминки", которая позволяла бы получать удовольствие от мультфильма не только как от аттракциона, но и как от истории хотя бы с маленькой дозой драматизма. Грубо выражаясь, Ко Хойдеман погряз в гуманизме, который в его фильмах выглядит поверхностным, прямолинейным. Аниматору не хватает противоречий, философского осмысления, психологической глубины. И не имеет значения, что мультики у него детские - мы уже не раз убеждались в том, что хорошие детские мультфильмы имеют массу слоев и подтекстов. Отказ от конфликтов Хойдеман утверждает в серии кукольных мультфильмов про плюшевого мишку Людовика и его семью, выполненных в традиционной кукольной технике. Наивный гуманизм, инфантильность, мимимишность - нет, спасибо, такое можно показывать только младенцам.




В последние годы стиль Хойдемана сильно преображается. Во-первых, аниматор меняет технику: вместо объемной анимации - плоская, напоминающая силуэтную. Во-вторых, наконец-то появляется драматизм. Возможно, это связано с тем, что Ко Хойдеман ушел из NFB и теперь работает как независимый аниматор, но установить дату и подтвердить факт ухода в надежных источниках мне не удалось. Из последних работ - серьезные гуманистические мультфильмы "55 носков" (история из периода оккупации Голландии во время Второй Мировой: мать и дочь помогают выжить еврейским женщинам) и "Синий мрамор" (в африканскую сельскую школу врываются мятежники, далее начинается "история угнетения и надежды", как сообщает нам аннотация; доступен только трейлер). В общем, есть смысл наблюдать за дальнейшими проектами голландского режиссера.



2014 - Синий мрамор



2011 - 55 носков
ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up