Мастера короткометражной анимации, выпуск №64
В 18-м веке в Европе получил распространение "силуэт" - разновидность портретной графики. Корни этого искусства уходят в древние времена. В начале 20-го века "силуэт" начал двигаться - это Лотта Райнигер, любительница театра теней и вырезания фигурок из бумаги, пришла в кино и придумала новый вид анимации (хотя отдельные силуэтные мультики появлялись и ранее). За 60 лет Лотта создала несколько десятков мультфильмов, выполненных в одном стиле. В основном это "оживления" известных сказок и классических сюжетов. Лотта очень любила сказки. "Я верю в правду сказок больше, чем в правду газет", - одна из ее цитат.
Силуэтная анимация Лотты Райнигер - это сказочная "вселенная" вне времени. На глаз почти невозможно определить, в каком десятилетии был создан тот или иной ее фильм - в нем нет примет эпохи, политических или социальных намеков, отражения каких-либо злободневных проблем. Только, например, плохое качество видеоматериала позволяет предположить, что фильм был создан еще до Второй Мировой. Лотта довела силуэтную анимацию до совершенства. Если через 200 лет появится новая Лотта, то ее силуэтная анимация будет точно такой же, как в 1920-х годах. Силуэтная анимация - технически простейшая техника, не требующая дорогого оборудования, миллионных бюджетов. С другой стороны, техника имеет "низкий потолок" - доведенные до визуального совершенства "оживленные" силуэты перестают развиваться. Действительно, после Лотты Райнигер уже сложно придумать что-то новое с силуэтами. Хотя вот
Мишель Осело попытался это сделать, используя яркий цветной фон и компьютерную графику. Однако ничего принципиально нового в этом направлении французский аниматор не изобрел. В этом и заключается маленькая трагедия силуэтной анимации - она обречена до скончания веков оставаться "музейным экспонатом", бесконечно прекрасной, но уже невостребованной вещью. Силуэтные мультфильмы Лотты очень красивы, они доставляют эстетическое удовольствие, позволяют по-новому осмыслить известные сказочные сюжеты. Но кому это надо - узкой аудитории эстетов и специалистов. Да, есть дети, они любят сказки, но для них это слишком скучно: силуэты по яркости и динамичности уступают рисованным и 3D мультикам.
1954 - Дюймовочка
В конце 1910-х молодую театральную художницу заметили немецкие кинематографисты - в первую очередь Пауль Вегенер. Лотта вошла в тусовку киношников-экспериментаторов, создавала титры и спецэффекты для игровых фильмов, снимала рекламные ролики. Вскоре появилась возможность и для создания мультфильмов. Успех пришел в 1926 году после выхода фильма "Приключения принца Ахмеда", который считается первым полнометражным мультфильмом в истории. В 1930-е годы, не приняв нацистский режим, Лотта Райнигер пытается покинуть Германию. Ее принимает Англия - почти все последующие годы Лотта будет там жить и работать.
Секрет шедевральности силуэтных мультфильмов Лотты Райнигер заключается в талантах самой Лотты Райнигер. Всю основную работу она делала сама: писала сценарий, придумывала персонажей, вырезала фигурки, делала раскадровку и т.д. Иногда ей помогал муж - оператор Карл Кох. Изготовление черных фигурок и фона - самое важное и самое сложное. Сама техника силуэтной анимации по описанию кажется вполне простой: "На стекле выкладываются персонажи и декорации. Освещенные снизу сильными лампами, они смотрятся темными силуэтами (...), а декорации приобретают фантастическую окраску" (из статьи Лотты "Ножницы делают фильм", отрывок опубликован в книге Ф.Хитрука "Профессия-аниматор").
1954 - Калиф-аист
Подробно рассказывать о короткометражных мультфильмах Лотты нет смысла - они все сделаны по одними принципам. Персонажи и фон меняются в соответствии с эпохой, когда происходит действие - будь то средневековая Европа или Древняя Греция. Почти все фильмы черно-белые, работы с цветными декорациями появляются в поздний период творчества Лотты.
1955 - Джек и бобовое зёрнышко
Несколько сказочных мультфильмов Лотты Райнигер:
1922 - Золушка
1934 - Украденное сердце
1935 - Галатея
1955 - Гензель и Гретель
Вместо изучения фильмографии хочется немного поразмышлять о природе силуэтной анимации, ведь в этой разновидности анимационного искусства есть своя загадка. С технической точки зрения, силуэтная анимация - разновидность техники перекладок (плоских марионеток). Другими словами, технически это плоская, двухмерная анимация. Однако Лотта Райнигер раздвигает "двухмерные" границы и создает что-то типа 2,5-мерной анимации, в которой эффект объемности возникает не только за счет фона. Наложение движущихся объектов первого плана на неподвижный второй план (декорации) дает глубину пространства. Но дело не только в этом. Основной объем дают сами силуэты, которые не воспринимаются как плоские фигурки! Видимо, на подсознательном уровне сплошное черное пространство воспринимается нами как "окно" в многомерную всепоглощающую бездну. Вспомните "Черный квадрат" Малевича, который как бы поглощает в себя наблюдателя. Мне кажется, похожий эффект создают и силуэты - любые, не только анимированные. Зритель всматривается в черную глубину фигурок и воссоздает их объемность в своем воображении. Нам интуитивно понятны эмоции персонажа, хотя мы не видим мимики. Конечно, здесь многое зависит от мельчайших деталей (элементы одежды, прическа, черты лица в профиль), для вырезания которых требуется особый талант.
1933 - Кармен
Возможно, Лотте не хватило экспериментальной смелости, чтобы вывести силуэтную анимацию на новый уровень. Если вынести за скобки эффект объемности, то действие у нее всегда развивается в одной плоскости на фоне другой плоскости. Нет "полетов камеры", а персонажей мы не видим в анфас. Впрочем, и без этих экспериментов мультфильмы Лотты Райнигер были популярны и востребованы. Но те времена в прошлом...
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).