Для тематической кинорулетки
Итальянские джалло (giallo).
В число самых классических "желтых-прежелтых" gialli входит данное произведение Умберто Ленци, созданное в период наивысшего расцвета этого жанра. По "Орхидеям" можно изучать стилистические особенности джалло, его достижения и недостатки - первых все-таки побольше. Режиссер Умберто Ленци, как и многие другие мастера джалло, в течение своей режиссерской карьеры успел поработать со множеством жанров, а в нужный момент поймал "желтую" волну и снял несколько кинолент в жанре психопатологических детективных триллеров, или одним словом - giallo.
Рецензию на Sette orchidee macchiate di rosso лучше всего представить в виде конспекта на тему "что такое джалло". Отличная иллюстрация жанра появляется в первые мгновения фильма:
Кто найдет в этой картине больше элементов джалло? Ладно, не будем тратить время на киноманские соревнования. Я сходу могу назвать следующие элементы:
- черная перчатка
- холодное оружие
- вид из глаз убийцы
Ну и стена желтого цвета на фоне. Что еще характерно, этот эпизод с первым убийством формально связан с дальнейшим сюжетом, но фактически это просто мрачное вступление, задающее тревожное настроение для восприятия дальнейшего зрелища. Это я к тому, что сюжет в джалло выстраивается по иррациональным принципам, связь между эпиздами может быть самой причудливой. Ленци, правда, пытался подавить иррациональность традиционной детективной логикой, но не получилось - жанр все-таки оказался сильнее режиссера.
Следующий важный элемент джалло - эстетизация убийств красивых женщин. В "Орхидеях" это всё имеется. Неестественно яркая кровь и артистичные умирания красоток усиливают эротическую "извращенность" момента.
Процесс убийства показан в стиле стареньких шутеров - глазами персонажа. Мы не видим фигуры, лица убийцы точно так же, как мы не видим себя, если перед нами нет отражающей поверхности. В кадр попадают только руки (естественно, в черных перчатках).
Кровь, как полагается, в некоторых эпизодах льется ручьем. Все-таки для джалло, несмотря на название (giallo - желтый), основным цветом является красный. В названиях фильмов часто присутствует красный цвет или близкие к нему (как здесь - "окровавленные"). В фильме много чего красного помимо крови.
Но самое интересное в "Орхидеях", да и, наверное, во всем жанре - это фигура убийцы. Из джалло я видел
Ардженто и
Марио Баву, если добавить к ним фильм Ленци, то вырисовывается очень интересный образ джалло-маньяка. Общие визуальные черты (плащ, перчатки) - это мы уже знаем. Во-первых, убийца явно обладает сверхспособностями: он может проникнуть в любое закрытое пространство (квартира, кабинет, лифт) и в любой момент из него испариться. Помните мультяшного Черного плаща? Это ж в чистом виде персонаж джалло! Пыщь - появляется, пыщь - исчезает! Джалловский "черный плащ" - ловкий, резкий, расчетливый. Как ниндзя-невидимка.
Но все сверхспособности мгновенно исчезают, когда зрителю показывают лицо убийцы, уже ближе к финалу. Ловкий ниндзя превращается в нелепого доходягу, который спотыкается об каждую ступеньку. Срабатывает принцип: пока убийца невидим для зрителя и для других персонажей - он дьявол, как только его лицо попадает в кадр - корявый неудачник. Мне кажется, проработка образа маньяка, переживающего столь удивительные трансформации - главное достижение жанра джалло. Наверняка и психоаналитическую основу можно подвести под эту особенность. У Ленци именно такой маньяк.
Что касается детективной линии, то первые две трети фильма мы наблюдает достаточно качественный детектив, в котором угадать убийцу действительно очень сложно. В действие постоянно вводятся новые персонажи, каждый из них претендует на наличие скрытой маниакальной натуры. Далее режиссер допускает серьезный прокол: как только в сюжет вводится персонаж, который в конце и окажется убийцей, мы сразу понимаем - это именно он (она)! Причем, никаких намеков режиссер не делает и в логике детективной линии ничего не меняет. То есть по идее мы не должны догадаться, но почему-то это происходит. Ленци не хватило мастерства (или желания) сделать ряд эпизодов более изящно и нестандартно, иррационально, чтобы зритель запутался вместо того, чтобы подумать: "ну вот это по-любому убийца"! Ленци давит логикой и теряет "волшебство" жанра. К счастью, это уже почти конец фильма, и запаса магии джалло хватает, чтобы фильм не скатился до уровня посредственного.
"Семь окровавленных орхидей" - своеобразный учебник по джалло от Умберто Ленци, в котором режиссер описал не только преимущества жанра и способы их реализации, но и ошибки - действия, которые в джалло совершать нельзя. Не стоит впихивать традиционные детективные принципы в рамки джалло - из-за этого фильм теряет обаяние, манящую иррациональность, специфическое безумство, при этом приобретает сухость и немного занудства. В то же время, с точки зрения визуальной джалло-эстетики, "Орхидеи" сделаны на высоком уровне.
Оценка: 7/10