Текс Эйвери. Концентрация юмора 100%

Mar 31, 2017 17:16

Мастера короткометражной анимации, выпуск №58

Чарли Чаплин, Бастер Китон, братья Маркс... Эти и другие великие комики первой половины 20-го века заложили фундамент для комедийного кинематографа, который будет востребован всегда. В этот список следует добавить и Текса Эйвери, который хоть и не актер-комик, но его голос присутствует во многих мультфильмах, да и во внешности и в характере некоторых мультяшек можно увидеть сходство с их создателем. А еще Текс Эйвери доказал, что именно в анимации можно достичь высочайшую концентрацию юмора - в этом она имеет преимущество перед игровыми комедиями.







Текс Эйвери успел поработать на всех крупнейших анимационных студиях США, кроме диснеевской. Вообще, противопоставление Эйвери и Диснея одно из самых классических в американском кино. Для Текса придумывали различные характеристики: "Дисней для взрослых", "Анти-Дисней" и даже "Дисней, прочитавший Кафку". Заметили, что везде упоминается Дисней? Как будто, одно без другого не может существовать. На самом деле, никакого глобального противопоставления нет. Анимация Эйвери и анимация Диснея имеют одну природу и у них больше общего, нежели различного. При этом тексовский стиль имеет несколько важных отличий от диснеевского - он более раскованный, экстравертный, хулиганистый. Образно выражаясь, вот интеллигентный Микки Маус и вот "гопник" Багз Банни - но они не враждуют, они дружат! Где-то в своем Мульттауне... Мультфильмы Диснея и Эйвери дополняют друг друга и вместе с другими мультиками 30-40-х образуют чудесный мир "золотой эры голливудской мультипликации". Лично для меня с детства все эти мультики - и Микки Маус, и Том и Джерри, и Веселые мелодии - воспринимаются как одно направление и доставляют примерно одинаковое удовольствие.

Текс Эйвери - создатель самых безумных мульт-персонажей голливудской мультипликации: циничный мерзавец Багз Банни, бешеный псих Даффи Дак, тихий маньяк Друпи. Первые двое были созданы на The Warner Bros для цикла мультфильмов "Looney Tunes" ("Веселые мелодии"). После конфликта с продюссерами Эйвери покидает студию, и персонажами начинают рулить другие режиссеры. С 1942 года Текс работает на Metro-Goldwyn-Mayer с продюссером Фредом Куимби, который предоставил аниматору полную творческую свободу. Имя Куимби знакомо всем поклонникам сериала "Том и Джерри", который переживал свой расцвет как раз в те годы. Период работы на MGM считается лучшим в творчестве Эйвери, поэтому смотреть мы будем именно мультики с рычащим львом в заставке.

На MGM Эйвери создал более 60 короткометражных мультфильмов, и среди них сложно найти хоть один проходной или неудачный. Лучшие - самые первые, середина 40-х. На базе пластичного диснеевского визуала разворачиваются безумные сюжеты с максимальной концентрацией юмора. В начале 50-х визуальный стиль упрощается, становится более угловатым и плоским - это своего рода предтеча Загребской школы анимации. Поздние мульты (середина 50-х) уже не такие драйвовые, но это не значит, что они хуже ранних. Динамика ослабевает, но качество юмора остается на высоком уровне. Юмор становится более глубоким, концептуальным. Мультфильмы Эйвери - это не только пародии, трюки, приколы, погони. В них масса отсылок на злободневные темы, популярные философские идеи. Можно взять любой тексовский мультфильм и развернуть на его основе целую лекцию.

Первым на MGM у Эйвери был в 1942 "Blitz Wolf" (тут игра немецких слов и имени Адольф). Мультфильм очень примечательный: с одной стороны, это пародия на сказку и ее диснеевскую экранизацию "Волк и три поросенка", а также пародия на Гитлера и его претензии на порабощение мира; с другой стороны, это военная патриотическая пропаганда, призывающая американцев внести свой финансовый вклад в победу (США вступили во Вторую Мировую). Если это пропаганда, то она такой и должна быть - без устрашений и промывания мозгов. Эйвери показывает, что юмористическая пропаганда, в которой высокая политика принижается до уровня детской игры в войнушку, может быть не менее эффективной, чем пафосные милитаристские фильмы и плакаты. Мультфильм заслуженно получил номинацию на "Оскар" и место в списке "100 лучших мультфильмов" (по версии организаторов фестиваля Annecy).




"Screwball Squirrel" (1944, "Чокнутый бельчонок") - можно сказать, программная работа Текса Эйвери. Этим мультиком Текс утверждает свои принципиальные отличия от диснеевской анимации. Мультфильм начинается в реалистичном диснеевском стиле, на первый план выходит пушистая диснеевская белочка, она уверена, что этот мульт - про нее. В белочке узнается типаж гламурной голливудской актрисы, своей эффектной внешностью (а не актерским талантом) притягивающей к себе внимание аудитории. Примерно так же, по мнению Эйвери, ведут себя и диснеевские персонажи - гладкие, прилизанные, такие мягкие и пушистые зверушки. Но вот в кадре появляется Рыжий Белк, тот самый Screwball Squirrel - очередное творение и alter ego аниматора. Он бережно провожает белочку за дерево и... Нам не показывают, ЧТО он с ней там делает, но можно догадаться. Всё, диснеевская белочка ликвидирована, далее начинается безумное тексовское действо. Таким вот хулиганским способом Эйвери разделывается с диснеевщиной - хотя это, конечно, просто игра на зрителя. Так просто диснеевщину не истребить.




Возникает вопрос: можно ли назвать анимацию Эйвери взрослой? Ведь дети ее с удовольствием смотрят. Гениальный Текс в своих мультиках проводит незаметную границу между детской зрелищностью и взрослым содержанием. Вроде бы недетские вещи (сцены насилия, эротические сцены) Текс показывает так, что у родителей даже и мысли нет прикрыть ребенку глаза во время семейного просмотра. Это не тот случай, когда немыслимые физические воздействия на экране или стриптиз мультяшной красотки могут травмировать детскую психику. К слову о мультяшных красотках - их Эйвери очень любит. Можно сказать, он внес значительный вклад в развитие эротической мультипликации, не переступая грань цензуры и нравственности. А ведь в те годы свирепствовал кодекс Хейса! Однако никаких серьезных проблем с цензурой у Эйвери не было.



1953 - TV of Tomorrow

Сенсацией стал мультфильм "Red Hot Riding Hood" (1943, "Горячая Красная шапочка") - эротическая версия известной сказки. Взрослый зритель увидит в мультике ряд откровенных (и даже "грязных") намеков, которые аккуратно пройдут мимо детского восприятия. У мультфильма были проблемы с цензурой, но история там мутная. Есть версия, что в пользу фильму пошла популярность среди американских солдат. Рыжеволосая "красная шапочка" стала одним из главных мультяшных секс-символом. В дальнейшем она "снялась" еще в нескольких мультфильмах Эйвери. Теперь понятно, откуда растут ноги у Джессики Рэббит ))







Извращенный взрослый зритель будет шокирован некоторыми сценами, что опять же подтверждает талант Текса демонстрировать безумные и непристойные идеи под видом безобидной детской анимации. Вот, например, "What's Buzzin' Buzzard" (1943) - мультик про двух оголодавших стервятников в пустыне. По сюжету, они безуспешно пытаются раздобыть пищу, на почве голода у них едет крыша и однажды они пытаются съесть друг друга. Казалось бы, логичный комический прием, но Эйвери настолько отчетливо делает акцент на обоюдной страсти друг друга сожрать, что поневоле в голову лезут всякие фрейдисткие мысли. И такого у Текса Эйвери полно!




Безграничный масштаб безумной фантазии Эйвери можно оценить по мультфильму "King-Size Canary" (1947, "Очень большая канарейка). Простой комический эффект (резкое увеличение персонажа в размерах) используется с максимальным преувеличением (буквально до вселенских масштабов) и прямолинейно. Можно было бы покритиковать Текса за примитивность, если бы не самоирония. По сути, King-Size Canary - это краткий творческий манифест аниматора, в котором только два пункта: 1. В анимации можно всё! 2. В анимации я бог!. Это удивительный мультфильм, в котором незримо присутствует дух Творца-аниматора, а юмор, стало быть, возводится в ранг религии. Неслучайно, мульт также входит в список "100 лучших мультфильмов". Конечно, это всё (само)ирония, опять же, мастерски замаскированная под детский мультик.




В своих многочисленных короткометражках Эйвери обыгрывает различные киножанры, придумывает остроумные пародии на сказки и известные сюжеты: побег из тюрьмы (Dumb-Hounded, Cellbound и др), рождественская сказка (One Ham`s Family), ghost story (Who Killed Who), нуаровские пародии с Друпи и т.д. Творчество Эйвери - это юмористическая энциклопедия американской жизни. С чем у нас ассоциируется Америка и ее история - всё это изображает Текс Эйвери в своем фирменном хулиганском стиле: ковбои (Drag-A-Long Droopy), Дикий Запад (Wild and Woolfy), индейцы (Big Heel-Watha), золотая лихорадка (The Shooting of Dan McGoo), бойскауты (Droopy`s Good Deed), бейсбол (Batty Baseball) и др.
















Из поздних работ стоит выделить цикл футуристических фантазий (1949-1954): "Дом будущего", "Автомобиль будущего", "Телевидение будущего" и "Ферма будущего". Здесь нет сверхдинамичного действия и бешеных зверей, по содержанию эти фильмы рассчитаны на более зрелую аудиторию.



1949 - The House of Tomorrow



1951 - Car of Tomorrow



1953 - TV of Tomorrow



Результат одного из безумных экспериментов по скрещиванию животных в The Farm of Tomorrow (1954)

Текс Эйвери - это гарантия отличного юмора и хорошего настроения. Сочетание "детской" зрелищности и "взрослых" подтекстов делает его анимацию универсальной с точки зрения возраста аудитории. Более сотни мультиков Текса сейчас доступны всем желающим, их можно смотреть наугад, в любом порядке и получать каждый раз новые ощущения - в этом, кстати, они выгодно отличается от цикла "Том и Джерри", в котором есть явно неудачные работы, а при длительном просмотре кошачье-мышиная суета начинает утомлять. В общем, это "золотой фонд" мировой комедийной анимации.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up