Наталия Голованова. От добрых сказок к доброму сюрреализму

Mar 25, 2017 18:28

Мастера короткометражной анимации, выпуск №57

Об этом аниматоре почти ничего неизвестно, сведений в интернете катастрофически мало. На разных ресурсах тиражируется скудная справочная заметка из "Энциклопедии отечественной мультипликации" Сергея Капкова, а хотелось бы подробнее узнать, например, о перестроечном периоде творчества, который был лучшим у Наталии Головановой, когда произошел резкий переход от мультипликации сказочной к мультипликации сюрреалистической. Перестроечный перелом в общественном сознании наверняка сыграл здесь свою роль.



фото из блога george-smf ( отсюда)

Наталия Евгеньевна Голованова (Котовщикова) родилась в Свердловске, в разгар Великой отечественной. Опять же, интересно было бы узнать о детском периоде. Почему в суровом промышленном городе девочка захотела стать мультипликатором? Так или иначе, Наталия уехехала в Москву, закончила ВГИК (режиссерский факультет), с 1967 года работает на студии "Союзмультфильм", с 1974-го - в качестве режиссера мультипликации. Наталию Голованову можно причислить к главным мульт-сказочникам советской анимации. Почти все ее мультфильмы сделаны по мотивам сказок и фольклора. Разнообразие визуальных стилей и национальных фольклоров, к которым обращается Наталия Голованова, настолько велико, что ее творчество хочется назвать приквелом к современному проекту "Гора самоцветов". Больше всего у нее представлены, конечно, русские народные сказки: "Лиса и медведь", "Жихарка", "Девочка и медведь", "Зимовье зверей", "Иванушко".



1975 - Лиса и медведь



1980 - Девочка и медведь



1981 - Зимовье зверей



1991 - Иванушко

Это хорошие, добротные мультики, но не хватает им некой хитовости, чтобы возникало желание пересматривать их спустя годы. Сюжеты не отличаются оригинальностью, но для детского мультика это не главное. Что касается графики, то Наталия Голованова пробует разные стили, но за пределы общей привычной стилистики советских мультиков они не выбиваются. Исключение - м/ф "Жихарка", близкий к психоделическому стилю, с персонажами, напоминающими "хиппи" из мультфильмов про "Бременских музыкантов" (кстати, художник анимации один и тот же - Макс Жеребчевский).




Еще отдельно хочется отметить "Иванушко" (1991), точнее, чудесную минималистичную музыку, которая там звучит. Чуть больше мне понравились мне мультфильмы Головановой по произведениям известных сказочников: "Пойга и лиса" (Борис Шергин), "Огневушка-поскакушка" (Павел Бажов), "Великан-эгоист" (Оскар Уайлд), "Горшочек каши" (братья Гримм). Эти мультики кажутся более "свежими", сюжет - более захватывающий, ну и целевая аудитория у них постарше.



1978 - Пойга и лиса



1979 - Огневушка-поскакушка



1982 - Великан-эгоист



1984 - Горшочек каши

Есть у Головановой мультики по английскому фольклору ("Миссис Уксус и мистер Уксус", 1985), по грузинской сказке ("Дочь великана", 2002). В середине 90-х Наталия Евгеньевна создает красивые мульт-сказки по японскому фольклору: "Земляника под снегом" (японский вариант сказки "12 месяцев") и "Три связки соломы", наполненный восточной мудростью.



1994 - Земляника под снегом



1995 - Три связки соломы

Необходимо отметить и яркий дебют Наталии Головановой - "Шел трамвай десятый номер" (1974), сборник нравоучительных юмористических зарисовок для детей, по стихам Сергея Михалкова. Приятно, что нравоучительные моменты отходят на второй план, пропуская на первый план юмор (иногда даже черный).




Во второй половине 80-х Наталия Голованова создает три мультфильма, которые резко выбиваются из "сказочного" направления, хотя и эти три работы можно отнести к сказкам - к современным авторским сказкам. Много лет сценаристом у Наталии Головановой был Владимир Голованов (насколько я понимаю, они были супругами). Среди всех их совместных мульт-сказок совершенно чужеродным воспринимается сюрреалистический перестроечный мультик "Солдат и черт" (1990) про солдата (можно предположить, что он прошел Афган), который на почве поствоенного синдрома переживает шизофренические галлюцинации. В мультфильме чувствуется специфическое перестроечное безумие, которое в те годы охватило все сферы творчества, в том числе, анимацию. "Солдат и черт" поражает утонченным, болезненным сюрреализмом, порожденным сломленной психикой солдата. Вот так неожиданно сказочница Наталия Голованова создает маленький перестроечный шедевр. В большей степени здесь сказалось сотрудничество с известным художником Владимиром Зуйковым, с которым Голованова чуть раньше сделала два своих главных шедевра.













Перестроечная анимация необязательно должна быть чернушной (см. Саакянц) или шизофренической (см. Федулов). "Солдат и черт" - это единичный случай для Головановой. Сложно представить, чтобы добрая сказочница поддалась всеобщему безумию. В первые годы социально-политических преобразований она создает две уникальные работы в перестроечном духе, но дух этот добрый и умиротворяющий - редкий случай для того времени. Можно сказать, это такой душевный сюрреализм. Оба мультфильма - "Мальчик как мальчик" и "Кот и клоун" - по сценариям Марии Дейнего. Художник - Владимир Зуйков. Главные герои там и там похожи тем, что обладают сверхспособностью превращаться в разные предметы и существа. А еще в обоих присутствуют коты, которые в финалах превращаются в мальчиков.



1986 - Мальчик как мальчик



1988 - Кот и клоун

"Мальчик как мальчик" и "Кот и клоун" выполнены в очень непохожих визуальных стилях (первый - минималистичный, второй - по-диснеевски красочный), этим самым они отлично дополняют друг друга и образуют своеобразную дилогию "мягкого перестроечного сюрреализма". Фильмы хороши не только с точки зрения сюжета и анимационного мастерства - они несут энергию доброты и любви к ближнему, остро необходимую в то время, когда всё вокруг начинает рушиться.

Последний мультфильм Головановой датируется 2002-м годом ("Дочь великана"). "Союзмультфильм" переживал не лучшие времена, Наталия Голованова своей деятельностью старалась хоть как-то поддерживать великие студийные традиции. Однако с 2002 года она на студии больше не работает. В 2011 году ее имя оказалось в центре внимания российского анимационного сообщества. Наталия Евгеньевна подготовила свой проект развития отечественной анимации (подробнее см. в блогах george_smf здесь и alek_morse здесь). Судя по всему, ее инициатива к серьезным результатам не привела. Сейчас Наталия Голована живет в родном Свердловске (Екатеринбурге), пишет художественные литературные произведения - одно из них george-smf публикует здесь).

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up