В попытке проанализировать творчество итальянского режиссера я выбрал нестандартный подоход: выбираю наугад по три фильма и наблюдаю, как каждый из них по-своему раскрывает мастерство Пазолини. Оказалось, что такая очередность трудносочетаемых между собой фильмов разных периодов творчества и разных жанров одного режиссера делает более понятными самые сложные и "забористые" его работы. Например, "Цветок 1001 ночи" как будто подсказывает нам, каким взглядом лучше смотреть "Теорему" - пожалуй, наиболее трудную для восприятия ленту Пазолини. А если посмотреть подряд "Евангелие от Матфея" и "Аккатоне", то можно выявить неожиданные связи между главными героями обоих фильмов, что, опять же, глубже раскрывает смысл... Понятно, что сам Пьер Паоло вовсе не загадывал зрителям таких загадок - он просто снимал фильмы.
Сегодня выпали следующие три фильмы: "Медея", "Мама Рома", "Птицы большие и малые"
7."Медея" (1969)
Одна из двух экранизаций древнегреческих мифов, вместе с "Царем Эдипом" (в несостоявшуюся трилогию должна была войти еще и "Орестея"). Многие кинокритики, анализируя "античные" работы Пазолини, не удерживаются от соблазна говорить о них в контексте современных психологических и социальных теорий, видят в его фильмах не то бунт против устоев общества 20 века, не то кризис человеческой личности и т.п. В общем, всячески пытаются усложнять, и Пазолини дает им повод, делая этот фильм (и "Царя Эдипа" - о нем речь далее) относительно сложным для восприятия - в основном, за счет монтажа, который полностью устраняет повествовательные элементы. То есть, не зная содержания мифа о Медее изначально, трудно понять, что вообще происходит. Когда я смотрел фильм, я помнил этот сюжет очень смутно. И мне показалось, что знание мифов вовсе не обязательно, чтобы понять фильм. Все-таки это авторское кино, а не историческое. Здесь автор пытается показать человеческую жизнь вне исторической эпохи. Что заставляет человека рисковать? На какое зло он может пойти? Как в человеке уживаются любовь и ненависть? Пазолини показывает эти моменты, так сказать, в чистом виде - а для этого необходимо освободить кинодействие от всех внешних сюжетных линий, ходов, интриг и привычных для массового зрителя киношаблонов. Остается только человек наедине со своим духом. И никакие современные теории здесь ни при чем.
Такой подход позволяет нам комфортно погрузиться в мир пазолиниевского кино без угрозы "сломать мозг". Его фильмы учат нас меньше думать и больше чувствовать. Античная дилогия - на мой взгляд, для этого лучшее "пособие" из тех, что предлагает нам Пазолини.
8."Мама Рома" (1962)
Сейчас снова можно немного расслабиться и посмотреть одну из двух работ Пазолини в традициях неореализма. Про "Маму Рому" можно повторить многое из того, что говорилось об "Аккатонне": тут всё понятно, однако очень даже не весело. "Мама Рома" - второй фильм режиссера, и по настроению, по тематике очень похож на "Аккатонне". Главное отличие можно увидеть в том, что Пазолини, раскрыв в дебютной работе мужской образ человека-бедолаги, затем делает это на образе женщины, как бы раскрывая женский аспект проблематики. И здесь у него получается это немного лучше: режиссерское мастерство совершенствуется. Что интересно: если оценивать "Маму Рому" просто как фильм из итальянской классики - то это безусловно 9/10 ( а то и все 10/10), но в рамках творчества только Пазолини - в лучшем случае 8/10.
9."Птицы большие и малые" (1966)
Не в курсе предыстории создания этого фильма, но догадываюсь, что Пазолини очень хотел снять великого итальянского комика Тото. И как будто специально под него придумал этот фильм: странный, забавный, абсурдный. Оказалось, что для Тото - это последняя работа в кино.
"Птицы большие и малые" - это комедия, близкая к неореализму, но серьезно нарушающая классические кинотрадиции. Два параллельных действия (как в "Свинарнике") - современное и из далекого прошлого. Как эти две линии связаны - непонятно, да важно ли это? На первом плане здесь - ситуация абсурда, опять же, вне исторического контекста. Абсурд здесь - не только юмор, но и особое отношение к миру, без отрицания каких-то его недостатков, без сатиры, а с добродушных обыгрыванием. Олицетворением данного абсурда и является Тото. Помогает ему начинающий комедийный актер Нинетто Даволи, в дальнейшем один из любимых актеров Пазолини и участник одного из фильмов Эльдара Рязанова...
Часть 1: "Свинарник", "Евангелие от Матфея", "Аккаттоне"
Часть 2: "Кентерберийские рассказы", "Цветок 100 ночи" и Теорема"
Часть 4: "Декамерон", "Царь Эдип", "Сало, или 120 дней Содома"
Часть 5: избранные сцены
Жизнь за фильм - равноценный обмен (о фильме "Сало, или 120 дней Содома")
Док.фильм "Разговоры о любви" (1964)