Фредерик Бак. Дети спасут мир!

Jan 20, 2017 15:52

Мастера короткометражной анимации, выпуск №48

Этому режиссеру отлично подходит одна детская характеристика - любимчик. Начнем с того, что наш герой сам любил детей - по большому счету всё его анимационное творчество посвящено детям. Он и сам как ребенок, очарованный красотой неба, солнца, речки, родных старых домиков... Утерянная красота доиндустриальной эпохи в его мультфильмах поражает воображение и заставляет рыдать того, у кого за окном - промышленный пейзаж. Фредерик Бак - любимчик различных экологических организаций (количество орденов и званий не поддается подсчету), а также кино- и мультфестивалей, включая известную Киноакадемию (две премии Оскар + две номинации + куча других фестивальных премий). Мне сложно представить, чтобы его мультфильмы кому-то не понравились. Да, в чем-то они наивные, где-то чересчур сентиментальные, но в том, что касается изображения глобальных проблем, Фредерик Бак абсолютно адекватен. Экологический фанатизм - это не про него. Наконец, это очень красивые мультики, с плавной живописной "картинкой", нарисованной любимыми карандашами. Не случайно Александр Петров - выдающийся "живописный" аниматор - называет его своим учителем.




Фредерик Бак родился в Германии в период между двумя Мировыми войнами, в детстве с семьей переезжает во Францию (г. Страсбур, потом Париж), обучается в знаменитой Школе искусств Ecole Estienne. Страсть к рисованию у Фредерика - с детства. Успехи в карьере художника-иллюстратора не заставляют себя ждать. Вторую Мировую Фредерик пережил не без трудностей в городе Ренн, куда были эвакуированы студенты и преподаватели Школы искусств. Во время немецкой оккупации художник получил возможность наблюдать за жизнью солдат, сохранились его рисунки, изображающие сцены из военной жизни. После войны работы Бака показывают на выставках. В 1948-м молодой художник решает поменять жизнь, приняв предложение подруги по переписке Гилен переехать в Канаду - позже Гилен станет его женой. После переезда на другой континент карьера Бака разрывается между двумя крупными канадскими городами - Монреалем и Квебеком, которые разделяют примерно 250 км. Позже в своих мультфильмах Бак с огромной любовью выразит историю и красоту провинции Квебек, а коренные жители этого региона станут его персонажами. Как будто юго-восточная Канада его родина, а не немецкий городок Саарбрюкен.

В середине века Канада привлекает талантливых аниматоров и художников со всего мира. В начале 40-х Норман МакЛарен создает анимационную студию на National Film Board of Canada - здесь раскроются десятки талантов, будут созданы множество шедевров. И вот парадокс: Фредерик Бак, который сейчас считается одним из самых выдающихся канадских аниматоров, не имел к National Film Board of Canada никакого отношения. Работодателем художника-эмигранта стала компания Radio-Canada (Канадская телерадиовещательная корпорация), там он создавал титры и визуальные эффекты для телепередач. Когда на Radio-Canada появилась анимационная студия, все свои мультфильмы Бак делал только там. Выбрав профессию аниматора, Фредерик Бак в середине 60-х стажируется на европейских анимационных студиях. В этот период он делает анимационные сюжеты для телевидения и еще - создает витражи для станций монреальского метро. С началом 70-х начинается его полноценная карьера аниматора.

В анимации Фредерик Бак выражает два концептуальных противопоставления: "Дети против взрослых" и "Первозданная природа против технического прогресса". По сути, это одни и те же идеи, но выраженные с помощью разных образов и символов. В первой концепции дети символизируют естественность, природную чистоту и красоту, гармонию; взрослые же символизируют искусственность, отчужденность, жестокое обращение с природой. Во второй концепции замысел аниматора более масштабный, сюжеты охватывают несколько десятилетий и даже веков (или даже вообще всю историю человечества). Так или иначе Бак показывает превращение первозданной природы в искусственный технологичный мир. При этом Фредерик Бак абсолютно не вписывается в идеологию отчаянных экологов-фанатиков, поднимающих панику по любому случаю загрязнения окружающей среды. Изображая жуткие последствия индустриального развития, аниматор подчеркивает экономические предпосылки технического прогресса, его необходимость элементарно ради выживания человечества. Хотя в некоторых случаях, конечно, случаются "перегибы на местах", т.е. злоупотребление природными ресурсами. Что получается в целом: с одной стороны - происходит уничтожение природы, с другой - есть неизбежные экономические процессы. Миру нужны заводы - для роста экономики, а миллиардам людей нужно мясо - для пропитания. Бак не делает выводов и не ищет виноватых - происходит то, что должно происходить исторически. Другое дело, что, развивая промышленность, человечество должно максимально бережно обращаться с растениями, с животными. А еще - не подавлять в себе детское начало, детскую способность радоваться простым вещам - родному домику, например, или солнышку. Гармоничное отношение к себе спроецируется и на окружающий мир. Вот такой мудрый был Фредерик бак.

Теперь рассмотрим обе концепции на конкретных мультфильмах.

I. Дети против взрослых

"Абракадабра" (1970) - первый мультфильм Фредерика Бака, в котором дается намек на глобальную опасность нехватки солнечного света когда-нибудь в будущем. Это детский мультик, поэтому и проблема раскрывается очень просто, в сказочной форме: некий колдун похищает солнце с неба. Осознав беду, персонажи-взрослые демонстрируют пассивность и слабоволие. Миссию по спасению солнца взваливают на свои хрупкие плечи дети - девочка и ее друзья, представляющие разные национальности. Идея предельно проста: дети - это объединяющее начало для всего мира, это поддержка высших сил и природных стихий в решении глобальных экологических проблем. Взрослые в этих делах оказываются несостоятельными.







Сверхъестественная связь с природными стихиями и миром духов помогает детям и в м/ф "Сотворение птиц" (1972), в котором в форме мифа индейцев-микмаков (с давних времен проживающих на территории Канады) поднимается проблема глобального похолодания (ядерная зима?). В итоге дети с помощью Великого Духа успешно разруливают глобальные климатические процессы. Взрослые опять где-то на задворках.







В "Иллюзии" (1975) вместо злого волшебника из "Абракадабры" мы видим уродливого фокусника, ловкими движениями рук превращающего радужный пасторальный пейзаж в удушающее индустриальное пространство. Несложно догадаться, кто противостоит этому злодею.







В мультике "Таратата" (1977) Фредерик Бак отходит от сказочности и показывает реальную ситуацию - городской праздник с парадом достижений технического прогресса. Ничего жуткого здесь не происходит, но некоторые образцы техники пугают индустриальным размахом и как бы говорят: мы готовы к ядерной войне! Постепенно аниматор переключает внимание зрителя с парада на ребенка, который сидит в стороне от толпы и играет с собачкой. Вместо того, чтобы со взрослыми восхищаться макетом атомной станции, мальчик мечтает о велосипеде. Режиссер вовсе не выступает против прогресса, его месседж таков: не увлекайтесь чрезмерно техникой - рядом с вами есть вещи более важные.







В 1981 году Фредерик Бак выпускает, как окажется позже, свой самый известный мультфильм - "Крэк" (премия Оскар). Название "Крэк" - это звук, который издает деревянное кресло-качалка. Это кресло - свидетель нескольких эпох - от ностальгической эпохи беззаботного детства и единения с природой до суетливой "взрослой" постиндустриальной эпохи с мегаполисами и культом потребления. Кресло-качалка как символ естественной красоты, безопасности, уюта притягивает к себе детей. Взрослый-хозяин же выбрасывает этот предмет мебели на свалку.




В первых мультфильмах центральным образом Фредерика Бака является солнце. Понятно, что оно символизирует - высшую природную силу, жизненность, непосредственную радость. В мире людей всеми этими качествами у Бака наделены именно дети. В "Иллюзии" есть показательная сцена: солнце отражается в речке, вдруг прямо под отражением выныривают детки и как бы сливаются с солнцем.







Солнце в других мультфильмах:



"Абракадабра"



"Сотворение птиц"



"Всё-Ничего"

II. Природа против технического прогресса

"Все-Ничего" (1987) - история божественного сотворения мира и людей, рассказанная в экологическом контексте: как только в мире появились homo sapiens, первозданная природа вытесняется фабриками и мегаполисами. Опять же, проблема не в самом техническом прогрессе, а в погоне за богатством и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов в связи с этим.







Вышеупомянутый "Крэк" - тоже, по сути, история разрушения природы по мере развития индустриального общества. В мультфильме много красивейших пейзажей, напоминающих полотна импрессионистов, ближе к финалу они сменяются не менее красивыми, но тревожными пейзажами из мира мегаполисов.







"Человек, который сажал деревья" (1987) принес Фредерику Баку еще одного Оскара. Фильм основан на книге Жана Жионо. Это история о мужчине, который несколько десятилетий посвятил превращению безжизненной пустоши где-то во Франции в пышный лес. В этой работе Фредерик Бак единстсвенный раз обращает логику индустриального развития в обратную сторону. Однако восстановление первозданной природы на отдельном участке - это единичный случай, но он многому может научить.







Последним фильмом режиссера стала "Могучая река" (1993) - эпическое произведение, сюжет которого охватывает несколько веков, начиная с того времени, когда на территории современной Канады обитали только племена индейцев. В центре внимания - река Святого Лаврентия, протекающая сейчас через Квебек и Монреаль. По мере освоения региона французами и англичанами происходит уничтожение природы, река загрязняется, исчезают некоторые виды животных. Жестокие законы экономики заставляют людей эксплуатировать ресурсы реки, последствия всего этого, конечно, грустные. Еще раз повторю: Бак никого не разоблачает, но призывает максимально деликатно обращаться с природой.

***
Анимация Фредерика Бака отличается оригинальным, узнаваемым стилем. Чтобы добиться желаемой выразительности, аниматор использовал токсичные материалы, что привело к потере правого глаза. По фотографиям видно, что слепой на один глаз художник не прекратил работу и не стал меньше радоваться жизни. Фредерик Бак прожил 89 лет.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" ( подробнее здесь).


Previous post Next post
Up