Мастера короткометражной анимации, выпуск №44
Среди современных аниматоров, соединяющих классические традиции и новые идеи, одним из самых интересных и самобытных является голландец Михаэль Дюдок де Вит. В его фильмографии вы найдете только четыре короткометражки, одна из них мощно выстрелила в 2001 году - это м/ф "Отец и дочь", награжденный Оскаром и другими премиями. Сейчас этот мультик входит в ТОП-100 лучших короткометражных мультфильмов по версии Кинопоиска. Другие работы оказались не такими выдающимися, но и плохими их не назовешь, поэтому Дюдок де Вит, на мой взгляд, заслуживает персональной заметки.
Михаэль Дюдок де Вит родился в Нидерландах, но привязывать его к национальности нет смысла - по образу жизни и по духу это европейский художник-аниматор. Михаэль (себя он называет на международный манер Майклом) жил в Барселоне, учился в Англии, работал во Франции, сейчас работает в Лондоне. А творческие импульсы устремлены вообще на Восток - в работах аниматора ощущается влияние мастеров японской студии Ghibli и восточной философии в целом. Анимационная техника де Вита вроде бы традиционная - карандаш, чернила, акварель, целлулоид, обычная покадровая съемка. Насколько я могу судить, компьютерные технологии визуализации режиссер не использует. В то же время стиль у него получается оригинальным, узнаваемым - это сочетание визуального минимализма, медитативности, сентиментальности. Персонажи прорисованы без деталей, на лицах не различима мимика, крупные планы отсутствуют в принципе. Невзрачные мультяшные фигурки. Но зритель ощущает их живыми существами, переживающими широкий спектр эмоций, сочувствует и переживает сам. Вот оно, волшебство анимации! Конечно, важнейшую роль играет музыкальное сопровождение - в создании атмосферы, для подчеркивания ритма действия.
"Отец и дочь" (2000) - именно такой. Здесь Дюдок де Вит демонстрирует мастерство по всем вышеперечисленным пунктам, поэтому мультфильм, на мой взгляд, заслуживает Оскара. Эта 10-минутная работа не только легко смотрится, но и вызывает эмоциональные и эстетические переживания. В фильме нет голливудского хэппи-энда. Можно сказать, он сделан в лучших традициях европейского кино (в большей степени французского), в котором удивительным образом порой сливаются легкомысленность и экзистенциальность. Про такой фильм можно сказать: "заставляет задуматься". Но это неправильно: такой фильм как раз успокаивает мысли, пробуждает легкое течение эмоций откуда-то из глубины - очень по-восточному.
Более ранний мультфильм "Монах и рыба" (1994) также сочетает в себе "западные" и "восточные" черты. Сюжет здесь конкретно восточный: буддистский монах пытается поймать рыбку, используя прямолинейные "западные" методы (подцепить, схватить, ударить), но вскоре вспоминает, что он как бы представитель восточного мировоззрения и выруливает на нестандартные способы взаимодействия с рыбкой. Мультфильм, кстати, номинировался на Оскар.
В 1992 году был еще "Том Свип" (Tom Sweep) - трехминутная зарисовка из жизни дворника. Простой забавный мультик.
"Аромат чая" (2006) - еще одна коротенькая зарисовка, абстрактная работа по мотивам восточных графических стилей. Без сюжета, без героев.
К 60 годам Михаэль Дюдок де Вит созрел до полного метра. В 2016 году вышел полнометражный мультфильм "Красная черепаха", продолжающая творческий стиль предыдущих короткометражных работ режиссера. Фильм создан при участии студии Ghibli и Исао Такахаты лично. И влияние японской анимации (не аниме!) чувствуется. Так как полный метр - не наш формат, я просто порекомендую посмотреть "Красную черепаху" любителям нестандартной и при этом не артхаусной анимации.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).