Сказка странствий (Александр Митта, 1983, СССР)

Oct 10, 2009 00:32

Из тех фильмов, создатели которых и не осознают в полной мере - какой шедевр они сотворили. За видео- и звуковой ряд без ведома авторов проник еще один пласт информации, воздействующий на зрителя на чувственном уровне, особенно, на детей, для которых контраст между "Сказкой странствий" и старыми советскими сказками Александра Роу ("Морозко" и др.) вызывает, не побоюсь этого слова, шок. Вроде бы действительно сказка, но воздействие оказывает, как настоящий фильм ужасов, при том что в фильме нет страшных сцен. Есть грустные и мрачные - вот уж что нехарактерно для десткой сказки. Поэтому часто звучит мнение о том, что фильм Александра Митты - сказка для взрослых.



Мы не найдем в этом фильме каких-то выдающихся или новаторских режиссерских приемов. Скорее, как это часто бывает в хороших фильмах, максимально удачно сочетается ряд факторов: история, положенная в сценарий, музыка (Альфред Шнитке), натура (средневековые замки, горы), наконец, актеры (самая экспериментальная из всех ролей Андрея Миронова в кино). Подключается и еще один фактор: как будто сама по себе, может быть, откуда-то свыше, в кино проникает некая душевность, делая восприятие действия многомерным. То есть помимо того, что мы видим на экране, мы чувствуем во всём этом некий смысл, которого вроде бы и не было в сценарии. Да, "Сказка странствий" - это история о приключениях Марты и Орландо, об испытаниях, преодоление которых приносит, как положено, в конце героям "награду". Хотя... Орландо погибает, так и не реализовав полностью себя и свои способности. А ведь этот герой явно несет в себе тип изобретателя, опередившего свое время, типа Леонардо да Винчи. Почему же он тогда погиб, не дожив до счастливого конца?
И почему Марта на протяжении всего фильма ведет себя так, будто заранее предчувствует, чем закончится каждое отдельное испытание и вся истрия в целом? Этой маленькой девочке удается сохранять спокойствие духа и смирение с происходящими вокруг кошмарами. Нет, ей не нужна награда, и брата Мая она ищет не для того, чтобы просто быть с ним рядом. "А был ли мальчик?" Май в начале и Май в конце - это совершенно разные люди, и, можно даже сказать, Марта находит не брата, а... мужа. Это же сказка, в ней категории "сестра-брат", "жена-муж" условны и перетекают друг в друга. Другими словами, история Марты - это история женщины, ищущей свою "половинку". Для нее всё происходящее извне - это внешняя оболочка того, что происходит у нее в душе. Орландо выполняет для нее функции проводника, и смерть его - это только лишь элемент сюжета. По сути, он просто выходит из души героини, сделав свое дело или, выражаясь более поэтически, сыграв свою роль.
Май в этой истории тоже имеет значимую функцию. На его примеме мы видим пример преображения человека, причем довольно быстрого, происходящего в течение нескольких мгновений. Май в начале фильма и Май в конце - две разные личности, более того, два разных воплощения одной души. В первом заложены все идеальные качества, которые как бы "вспоминаются" взрослым Маем в момент преображения, и в результате мы получаем героя - олицетворение мужского начала без изъянов.
Неудивительно, что детей "колбасит" после просмотра этого фильма. Детская психика воспринимает архетипические образы на более глубоком чувственном уровне, чем взрослые. Учитывая, что фильм - о главной загадке человечества, то есть о любви (о поиске и обретении любви), то молодой зритель неподдающиеся осознанию вещи поневоле начинает воспринимаеть на уровне эмоций. То же самое можно сказать про многие фильмы, но "Сказка странствий" неожиданно выделяется среди них за счет своего жанра - сказки, притчи, к тому же советского производства.

Целестина
"Посейчас «Сказка» остается самым любимым фильмом, но пересматриваю крайне редко - только в качестве, так сказать, отрезвляющей терапии - когда чувствую, что становлюсь законченным циником и материалистом, или перестаю верить в бескорыстность и добро, или начинаю теряться в определении вечных ценностей".

Lana567
"А нас, оказывается много - тех, кто в детстве был потрясен "Сказкой странствий" до глубины души. И всю жизнь помнил ее, а потом захотел найти, повзрослев...Фильм просто переворачивает душу. Я вместе с Мартой и Орландо как будто бы прожила целую жизнь, вместе с ними преодолевала свой страх, искала брата, летела на крыльях..."


Орландо (Андрей Миронов)


Марта (Татьяна Аксюта)
Previous post Next post
Up