Это обложка найденной мною книги «Перелёт Москва-Монголия-Пекин».
1925 год, знаменитое ленинградское издательство «Прибой», основанное местным комитетом РКП(б) в 1919 г. и названное в честь последнего легального большевистского издательства.
Книга о первом международном советском авиаперелёте. Это первый рекорд ещё младенческой советской авиации.
В 7000-вёрстном перелёте участвовали 6 самолетов - 2 новеньких Р-1 (советские улучшенные аналоги британских «девуатинов» конца 1-й мировой с улучшенными же советского производства американскими моторами «либерти»); один Р-2 с импортным мотром; два «Юнкерса» Ju-13 с моторами BMW; и один экспериментальный советский самолет АК со старым мотором.
С Р-1, названных в книжке кокетливо «почтовыми», началось советское серийное самолётостроение, это были первые в СССР истребители.
Полсотни из них через год поставят Чан Кайши и Фэн Юйсяну в период «Северного похода», когда советские военспецы выиграют для Чан Кайши гражданскую войну (впрочем, это была третья гражданская война в Китае после 1911 г., и после неё будет еще две, последняя закончится победой Мао через четверть века после 1925-го…)
Книжка - 140 страниц - написана весьма живенько. Вот вам, например, отрывок о киносъемке на монгольском кладбище - где по традиции оставленных мертвецов пожирают собаки:
- Какой кусочек! Вот это фильм! Женщины будут падать в обморок в московских и ленинградских кинематографах!
Обегали все поле; как на зло, собаки ушли в норы, а из города не несут ни одного покойника. Сели на автомобиль и помчались к дальней часовенке, где чернели точки, в которых мы угадали собак-людоедов.
На наше счастье мы увидели там еще только начатый труп монгола средних лет.
Обглоданная кость торчала вместо ноги из грязной, оборванной штанины. Череп сверкал оскаленными зубами, нос был начисто выкушендаже с хрящем. Одна рука была заброшена за голову и совершенно нетронута, видны были синие жилки на темно-желтом теле, и пара псов урча возилась, обгладывая ребра и правую руку.
Мы осторожно подходили, остановив автомобиль вдалеке, чтобы не спугнуть собак. Едва кто-нибудь из нас начинал говорить, Блюм умоляюще смотрел на нарушающего тишину и шептал:
- Да не сгони, пожалуйста! Испугаются, уйдут,- пропадет картина.
Но собаки чувствовали себя за своей трапезой совершенно спокойно.
В самую морду одной из собак направил т. Блюм свой объектив, и мы представляли себе, как на экране появится огромная собачья морда с налитыми кровью глазами, с кусками человечьего мяса в оскаленном рту.
В отдалении на задних лапах сидели еще три-четыре пса.
Говорят, когда приносят свежего покойника, собак собирается целая стая, до 30 штук, но в пиршестве участвуют только две-три, остальные, так сказать, ассистируют и подъедают лишь остатки.
Собака оказалась прекрасным кино-актером. Она проделала все, о чем убедительно просил ее т. Блюм.
Наевшись, она облизнулась, заглянула в кино-аппарат, почесала за ухом, опять лениво поглодала труп и села, словно для того, чтобы сняться в заключение в спокойной позе…
Кстати, в те годы 2/3 монголов болели сифилисом, сифилис у них даже считался неотъемлемой частью человека.
В книге немало фото (хотя и на газетной бумаге невысокого качества), есть, например, неизвестные мне ранее фото маньчжурского владыки «маршала» из хунхузов Чжан Цзолина и его сына «молодого маршала» Сюэляна.
Перелёт, кстати, большевики, весьма эффективно и эффектно использовали для своей политики в Китае…
Очень интересны и показательны судьбы автора и всех 6 лётчиков. судьбы ХХ века...
Автор - Лебеденко Александр Гервасьевич (1892-1975), украинец, участник 1-й мировой войны на флоте и гражданской войны. Член ВКП(б) с 1919 г. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Как видим, жизнь прожил долгую и счастливую.
Комиссар и главный «менеджер» перелёта - Шмидт Исай Павлович (1896-1975), одессит, в в 1915 г. был осужден на 13 лет каторжных работ за революционную агитацию в армии. В годы гражданской войны - комиссар кавбригады Котовского. Награжден орденом Красного Замени. В 1925 г. - комиссар всех военно-учебных заведений ВВС РККА. С того года ровно пол века работал преподавателем и занимался научной деятельностью в различных ВУЗах и министерстве образования СССР. Как видим, жизнь прожил долгую и счастливую.
А вот все шесть лётчиков перелёта Москва-Пекин:
1) Громов Михаил Михайлович (1899-1985), один из самых известных лётчиков-испытателей ХХ века. В армию призван в 1917 г. Лётчик РККА в гражданскую войну, в дальнейшем инструктор во многих лётных учебных заведениях. В 1923 становится чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе. Участник Великой Отечественной войны от начала и до конца. Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды. Им установлено 3 мировых авиационных рекорда
дальности полёта (из них 1 - абсолютный). Как видим, жизнь прожил долгую и счастливую.
2) Волковойнов Михаил Александрович (1894-1933). В армии с 1914, в 1916 окончил Гатчинскую авиашколу. Участник первой мировой войны, командир 4-го армейского авиаотряда. В мае 1918, был мобилизован и насильно назначен командиром авиаотряда Чешского легиона. В 1919 в составе своего отряда перелетел к красным. Воевал с польскими интервентами.. В марте 1921 участвовал в подавлении Кронштадтского восстания. С 1923 - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. C 1929 - начальник отдела воздушных испытаний НИИ ВВС. Погиб 9 мая 1933 года при проведении испытаний самолёта Р-5 с поворотными стойками на штопор. Как видим, жизнь прожил короткую, но как лётчик явно был счастлив…
3) Екатов Аркадий Никифорович (1897-1941) В армии с 1915 г. В 1915 г. окончил Московскую летную школу. Был награжден Георгиевским Крестом за победу над вражеским самолетом. Участник гражданской войны. В 1920-1940 - летчик-испытатель авиазавода №1 (г. Москва); испытывал практически все советские самолеты-истребители. Погиб 13 марта 1941 г. в испытательном полете на самолете МиГ-3. Награжден орденами Красного Знамени и Красной 3везды. Как видим, жизнь прожил короткую, но как лётчик явно был счастлив…
4) Поляков Иван Климентьевич, годы его жизни не обнаружены, инструктор Московской авиашколы еще в годы 1-й мировой, «вывозной» ещё на "Фарманах". Сложно сказать сколько он прожил, возможно был счастлив, ибо явно любил своё дело…
5) Никита Иванович Найдёнов (1892 -1961) -конькобежец и лётчик. Чемпион России 1913 года и РСФСР 1921 года, бронзовый призёр чемпионатов мира и Европы 1913 года по конькобежному спорту. Выступал за Москву. Лётчик, участник Первой мировой войны. Умер в 1961 году; похоронен на Новодевичьем кладбище. Как видим жизнь прожил не короткую и, видимо, счастливую.
6) Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926), «человек-богема». В 1914 году окончил школу морских летчиков в Ораниенбауме и оставлен там инструктором. Участник Первой Мировой войны. В 1916 г. провел испытания первого в мире бронированного морского истребителя - летающей лодки М-11 Григоровича. С 1918 в Красной Армии, в июне 1919 года награжден орденом Красного Знамени. После гражданской войны работал на Севере «нэпманом». Вернувшись в Москву, чтобы расплатиться с долгами предложил испытать один из первых советских экспериментальных самолетов - тяжёлый триплан «КОМТА» (1923). Томашевский поднял в небо и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1 (1924), первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим При испытаниях самолёта АНТ-4 установил 2 мировых рекорда продолжительности полёта с грузом (1926).В 1926 впервые в мире выполнил на самолете разведку стойбищ тюленей и моржей.
В 1926 Томашевский застрелился - его очень мучили головные боли последствие ранения. Награжден 2 орденами Красного Знамени. Как видим, прожил не долго, счастлив похоже не был, но жил ярко…
В общем были люди в ИХ время…
И в завершение добавлю, что именно с перелётом Москва-Пекин 1925 г. связано первое исполнение знаменитого марша авиаторов (который имеет свою отдельную историю):
«Бросая ввысь свой аппарат послушный
Или творя невиданный полёт,
Мы сознаём, как крепнет наш воздушный,
Наш первый в мире пролетарский флот»…
Мелодию, думаю, многие узнают.
P.S. Кстати, не исключаю, что художник обложки является и автором дизайна «беломора», уж очень стиль обложки и пачки похожи))) и сделаны оба в Ленинграде. А на последних страницах книги, среди рекламы прочих изданий, есть и реклама «Дней» Шульгина. 1925 год.