За 13, что ли, лет в Жиронде она изъезжена вдоль и поперек, и вдруг открылась совсем с другой стороны. Чтобы лучше узнать эту землю, понадобилось ее оставить и выйти на воду - мутную, соленую и невероятно живую.
Для начала разберемся с определениями. Одним и тем же номеном именуются, как минимум, три разных объекта. Жиронда есть а) историческая коммуна, б) департамент и в) эстуарий, образованный слиянием Гаронны и Дордони. Эта третья Жиронда - не какое-нибудь заурядное устье, а море разливанное. Очень странное место, и законы его - ему под стать. Тут рождаются острова и умирают. Тут беглые каторжники сменяются беглыми крестьянами. Короче, поплыли.
(картинки все - с телефона; к сожалению, у меня не было фотоаппарата, зато свет был отменный!)
Взглянем на карту. Мы сели на кораблик в Ле Вердоне и выгрузились в Пойаке, одной из местных винных столиц.
Смысл погрузки в Ле Вердоне был не только в том, чтобы взглянуть на открытый океан, но и в том, чтобы увидеть, на другом берегу,
Мешер, троглодитские (выдолбленные в камне) домики с видом на воду, можно только с этой самой воды и увидеть. В старые времена тут прятались разные лихие люди, позже - простестанты, а теперь - это крутейшие дачки. Иногда из них имеется выход в рыбачьи хижины, стоящие отдельно.
С этого же места, на границе с океаном, открывается вид на
. (Своей картинки у меня нет, см. по ссылке.)
Кордуан - единственный скалистый остров в Жиронде. Прочие острова - существенных около десятка - рождены встречей океанской воды с речной: глина, тина, соль и никакого солидного основания.
Пристаем к
острову Патирас. Виден сам остров и его маяк.
Остров поднялся из воды в средние века. Впервые официально упомянут при короле-Солнце, но существовал, видимо, века с 13. Здесь впервые сталкиваемся со странными законами землевладения. В старые времена новую землю запросто продавали богатым крестьянам, и те разводили на ней свое хозяйство. Эта возникшая из водяного мусора почва вполне плодородна. Теперь же если появляется новая земля, купить ее нельзя, она принадлежит морскому ведомству. Некогда остров Патирас состоял из двух частей. Хитроумный владелец участков по обеим сторонам поставил запруду, и за пару лет протока закрылась, остров стал единым. Но новая земля не принадлежит этому землевладельцу, пусть и расположена между двумя его участками. Он ее арендует у морского ведомства и каждый год обязан обновлять договор, подобно тому как это делают владельцы ресторанов, выставляющие столики на улицу.
Пара общих замечаний про недвижимость, которая в данном случае больше смахивает на движимость. Остров имеет владельца, пока он существует. К примеру, сейчас один из островов остался над землей верхушкой своего маяка, и эта верхушка имеет законного владельца. Если остров полностью уйдет под воду, владение, разумеется, теряется. Даже если он уйдет под воду, а потом опять вынырнет из нее, владение переходит морскому ведомству.
И опять про недвижимость, относительно пока стабильную. На острове Патирас - два строения, помимо нескольких заброшенных крестьянских домов: маяк и приют.
Приют - частный, маяк - публичный, но причал опять частный.
Стало быть, чтобы пристать к острову с целью, например, залезть на маяк, нужно как-то договариваться насчет причала. Приют можно снять для разных празднеств, мы там обедали, все супер экологично, и хозяев можно понять: на острове нет канализации, весь мусор нужно везти на континент. Приют - новое строение, открыт недавно. Раньше на его месте, если верить слайд-шоу, показанному после восхождения на маяк, стоял добротный каменный дом в местном стиле. Зачем развалили? Кто же теперь скажет!
В приюте: кухня, столы. Молодой человек в зеленом фартуке много чего рассказал. Весь декор там такой - зелененький.
Еда. Никаких тарелок. Подают то, что берется руками.
И вот сюда надо залезть, для обзора. Коварная штука. Только кажется - вот он, верх, как открывается новый пролет еще более крутой винтовой лестницы.
Зато панорамный обзор. Видна пришвартованная "Богема".
Виноградники, которых все меньше, заменяют на кукурузу, требующую меньше ухода.
Крыша приюта и ленивые в шезлонгах.
А также... атомная станция. Это уже на пределах возможностей айфона, но все-таки видно, что она имеет не такую конфигурацию, как стандартное сооружение такого предназначения: нет огромных печей для выкипания отработанной воды: горячая вода попросту сбрасывается в Жиронду. Вроде бы безвредно - вода не контактирует с радиоактивными веществами, используется просто для охлаждения. В 1999 тут, правда, намечался второй Чернобыль, из-за землетрясения, готовилась массовая эвакуация, но выброса удалось избежать. Так и живем на реакторе, даже не на бочке, вместо нее - все море.
Пока разграбляли остров, появилось... такси. Ну что же, воды тут точно не меньше, чем в Венеции.
Плывем на остров Марго. Тут вполне винная местная эстетика, и это единственный обитаемый остров.
Опять выслушиваем грустную историю о том, что раньше большинство островов были обитаемы. На самом большом острове -
- была даже школа и кино по выходным, но потом люди уплыли, чтобы никогда не возвращаться. Теперь Зеленый остров заброшен. На нем остались виноградники, но они одичали и требуют восстановления.
На острове Марго раньше жили две семьи, а теперь только одна: хозяин виноградника и его жена. Трое детей выросли и разъехались. На сбор урожая нанимается десяток человек, постоянно же хозяин работает вдвоем с помощником, который на острове не живет. По вечерам, когда работник уплывает на континент, а жена возвращается с континента, с работы, эта чета остается царить над всем зыбким архипелагом - вокруг никого, т.е. совсем-совсем никого, ни на этом острове, ни на других.
Виноград как виноград. Но растет он совсем не в тех условиях, как на континенте. Почва соленая и влажная.
Что касается вина - не нужно путать с шато Марго. Вино хорошее и довольное дорогое, но больше платишь за экзотику, конечно. Небольшая особенность, но остров тут уж ни при чем. Здесь а) не было филоксеры, т.е. сохранился местный виноград; на континенте-то он весь из Америки и б) используется очень редкий сорт
petit verdot.
Дегустация. На переднем плане - хозяин, очень милый и радушный. На заднем - капитан "Богемы" (в клетчатой рубашке) и работник хозяина. Сооружения с люками - бродильные баки, там выдерживается виноград еще до отжима сока.
Если интересны детали.
Опять на "Богеме".
Капитан у штурвала. Экран - это специальный морской gps, чующий мели.
Небольшие кораблики, вроде "Богемы", легко рассекают по Жиронде. А вот с большими требуется особая возня, иначе они мигом садятся на мель. Бордо - океанский порт. Большие корабли плавают по строго ограниченному пути, который чистит здоровенная драга.
Большие корабли - не только круизные, а вот еще какие, например. На этой барже - половина крыла Аэробуса А380, прибывшая из Англии. Крылья производятся на двух заводах в Англии, ага, тут я не выдаю корпоративную тайну. Их вывозят в Тулузу либо по воздуху на специально приспособленных "Белугах", либо по морю, на баржах. Деньги, так уж получилось, мне платят сейчас больше за эти крылья, чем за другие.
Приплыли в Пойак, матрос швартует судно - не к причалу, а к круизному лайнеру "Сирано де Бержерак". Видна разница уровней. Так и пришлось вылезать - сильно наверх. Немного спорта после дегустации.
В оном "Бержераке". Ничего так. Совсем уже нерезко. Руки после дегустации восхождения слегка тряслись.
Эту свадьбу дочери товарища Полянского закончим тем, что одна из островных бутылок была вскрыта сегодня под
cêpes à la bordelaise, коим сейчас самый сезон. К ритуальному ужину, который бывает раз в году, вино, которое мне показалось солоноватым, подходило по многим причинам.
Спасибо за внимание.