ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НЕМЦЕВ
В ПОВОЛЖЬЕ
В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским Манифестом от 22 июня 1763 г. земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 г. в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Сюда прибыло из Богемии 50 гернгутеров обоего пола, поселенных в этом районе на особых условиях.
КТО ТАКИЕ ГЕРНГУТЕРЫ?
Гернгутеры - потомки Чешских, или Моравских, братьев. Они были вынуждены покинуть родину после поражения Гуситской революции. Преследуемые католической церковью, Моравские братья переехали в протестантскую Саксонию, в местечко Гернгут. Это произошло всего за несколько десятилетий до переселения их в Россию.
В ходе этих вынужденных перемещений ими был утерян родной язык, а само Общество чешских братьев выросло за счет новых приверженцев - преимущественно немцев.
Сарептскую колонию и самих гернгутеров обычно связывают с Германией. Это справедливо только отчасти. В числе гернгутеров-сарептян были представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии, поэтому евангелическое братство гернгутеров основывалось не на национальном, а на конфессиональном единстве, а разговорным языком был и остался немецкий.
Религия гернгутеров характеризуется простотой храмов и обрядов, они объединены в братскую общину с обращением друг к другу как «брат» и «cecтpa».
ПОЧЕМУ САРЕПТА?
Прибывшие из Германии в Сарепту почти 250 лет назад первые миссионеры-гернгутеры были печально поражены этой местностью - перед ними безгранично простиралась выжженная солнцем степь - увы, не об этом они мечтали, покидая родину. Поэтому и решили назвать свой новый приют «Сарепта», т.к. местный колорит напомнил религиозным братьям библейскую Сарепту Сидонскую, куда был послан пророк Илия после трех неурожайных лет. Созвучно это название было и с некогда протекавшей здесь речкой Сарпой. Именно на берегах этой речки трудолюбивые поселенцы начали строительство первых домов. И кто бы мог подумать, что предприимчивые немцы меньше чем через 100 лет превратят этот кусочек степной пустыни в «зеленый оазис», как впоследствии назовут эту колонию многие русские и зарубежные путешественники, стремившиеся своими глазами увидеть это «чудо калмыцких степей», «рай на берегу Волги»!
РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ САРЕПТЫ
В Сарепте, как и в других общинах, ежедневно в 7 часов вечера в молитвенном доме совершаются назидания, заключающиеся в объяснении текстов Святого Писания, чтении деяний отцов церкви, миссионерских отчетов, в пении гимнов. По воскресным дням служат литургию и произносится проповедь. Ежемесячно совершается Святое Таинство причастия, которому предшествует, по примеру агапов древнеапостольской церкви, трапеза любви, причем с молебствием и пением, разносят чай и печенье. О смерти члена общины оповещается с колокольни трубачами, исполняющими гимн, особый для каждой корпорации; под звуки же труб переносятся на кладбище и тела усопших. Утром, на заре, на Пасху, вся община с пением отправляется на кладбище, представляющее парк с разбитыми аллеями и клумбами цветов, и, выражая свою радость и веру в воскресение Спасителя, молит о принятии в лоно свое усопших членов братства.
На фото: вещи первых колонистов - сарептян.
ВСЕ ВОКРУГ САРЕПТСКОЕ, ВСЕ ВОКРУГ
КОММУННОЕ
Сарепта составляла одну коммуну. Все постройки, фабрики, заводы и промышленные предприятия принадлежали общине, и не одной сарептской, а всему гернгутскому евангелическому братству. Члены сарептской общины были рабочими, получающими от нее в виде жалованья все необходимое на пропитание и содержание. Но увеличивавшиеся производства вскоре оказались не по силам администрации общины. Это побудило общину передать часть производства и имущества своим членам в частную собственность, с обязательством уплатить стоимость общине в рассрочку по 6% ежегодно для погашения долга казне, давшей на производства ссуду в 48 748 руб. 25 коп.
На этих основаниях были отданы приватным и корпорациям дворы и постройки, которые они занимали, и промышленные предприятия, так что в 1769 г. у коммуны оставались: магазин, табачная фабрика, свечной и кирпичный заводы, пильная и мукомольная мельницы, к которым затем присоединились гостиница, винокуренный завод и конюшни для откармливания скота, а также фольварк.
Производство так расширилось, что потребовало дополнительной рабочей силы. В качестве рабочих были приглашены колонисты немецких колоний, для которых начал возводиться целый поселок.
САРЕПТА НЕ РЕЗИНОВАЯ, ВСЕХ НЕ ПРИМЕТ
С 1775 г. община пополнилась приехавшими из-за границы новыми членами, коих к 1800 г. насчитывался 171 человек. Помимо того, в число братства поступали и переселялись в Сарепту некоторые иностранцы - немцы Петербурга, Москвы и из поволжских немецких колонистов - всего 190 человек, так что население Сарепты к 1801 г. возросло до 501 человека.
В 1789 г. значительное количество немцев-колонистов изъявило желание вступить в братскую общину и поселиться особым селением на Чапурникской равнине, но, как заявляет хроника Сарепты, община по различным внутренним и внешним (?) причинам отказала колонистам в этом, поселив лишь пять семейств в уже возведенные земледельческие хозяйства Шенбрунна.
РАСЦВЕТ И УПАДОК ОБЩИНЫ
Следует отметить что максимальная численность членов Братской общины, свыше 500 человек обоего пола, была достигнута в начале XIX в. Это совпадает с периодом окончания строительства и бурного развития колонии и пиком экономического расцвета общины Сарепты. К 1815 - 1820 гг. наблюдались экономический спад и кризис 1823 - 1824 гг., усугубленный пожаром и остановкой производств. Это сопровождалось отъездом трудоспособного населения и пиком смертности.