Свердловские деревни в ожидании паводка

Mar 31, 2015 15:12

Спасатели назвали деревни, которые в ближайшие недели «отрежет» от «большой земли». Пока вода не захлестнула дороги, и на машине можно попасть к жителям в гости, расскажу вам о готовности к ЧС, настроениях, проблемах и надеждах.



Ирбитский район. Возле трассы в сторону Алапаевска раскинулось село Ключи. По-соседству, но уже за рекой, находится поселок Курьинский. Практически каждую весну он остается без транспортного сообщения.



Мост между населенными пунктами - это плиты, лежащие на бревнах. Знаки перед конструкцией призывают не гнать больше 40 километров и опасаться пробегающих детей.



Ограничение на проезд - 10 тонн. В щели видно подтаявшую Ницу. На льду невдалеке сидит рыбак.



Сам поселок - крепкий середнячок. Население - больше 300 человек. Церковь, дом культуры с надписью над входом «Имя и дело Ленина будут…», фельдшерский пункт, единственный магазин с вывеской «ТПС» (товары повседневного спроса) с ассортиментом от бананов до стирального порошка. Бывший продуктовый закрыт несколько лет назад как.













За пять минут в магазине можно встретить человек десять местных и узнать новости в концентрированном виде. Эмчеэсовцев в Курьинском в марте еще не встречали. По привычке надеются только на себя.





Половодье в окрестностях держится обычно недели три. Однако зачастую топит не сам мост, а участок перед ним, где низина. Когда вода выходит из берегов, спасает подвесной мост, протянутый в сторону Ключей.



«К нему в паводок нам подвозят хлеб из Ирбита, мы носим, - рассказывает продавец Людмила Алексеевна. - Без продуктов не остаемся. Но это заслуга скорее нашего директора, а не МЧС».



Школа и детсад есть только в Ключах. Однако при большой воде курьинские ребята остаются дома - из-за сильного ветра по подвесному мосту ходить опасно.



«Училась в школе, было дело, смотрю, впереди доски обрушились. Ждали, пока починят, чтобы вернуться домой», - вспоминает продавец.



Из разговоров выясняется, что покупатели к паводку относятся привычно, больше волнуются, что замерзшая колея на улице Площадной, одной из центральных, скоро превратится в непроходимую жижу.





Еще дальше Курьинского - однокоренная деревня Курьинка. От разлива Ницы соответственно страдает и она.



Курьинка полная противоположность своему «родственнику». Избирателей - человек 20. Здесь всего лишь одна улица вдоль русла. Нет ни учреждений соцкультбыта, ни магазина.







На телефонной будке рекламируются универсальные услуги связи, хотя сам аппарат куда-то делся. Редко, но кое-где на воротах сохранились красные звездочки.





В деревушке - две достопримечательности. Первая - пугало в тельняшке и поделки из тазиков, чурок, покрышек возле одной избы.



Вторая - странное здание, напоминающее складское. Возле входа - несколько крестов и таблички с молитвами. Периметр увешен предупреждениями «Ведется видеонаблюдение». Сектанты, что ли, «окопались» в уральской глубинке?!



Байкаловский район. Берег поселка Елань. Знакомое для меня место. В апреле 2011 года моста с ледорезами через Ницу еще не было.



Снаружи проржавевшей «бочки» написаны правила пользования переправой. Внутри на долгие годы вперед обозначено краской расписание лодок. Из Елани на противоположный берег - в 8.30, в 14.30, в 17.30. Под графиком выведено хлесткое оскорбительное слово.



До деревни Яр, которая тоже числится в ежегодных антипаводковых списках МЧС, остается пять километров.



Дорога до Яра оказывается разной.









По пути то и дело встречаются лесовозы. Яр начинается со штабелей бревен и ямы.







Познакомьтесь. Собаку зовут Найда. Ее хозяин высказывает мнение за всех: боятся не паводка, он-то быстро заканчивается, деревню губит бездорожье, которое начинается с весенним теплом и тянется до осенних морозов.



«Раньше одних школьников 70 человек было, сейчас только 40 жителей осталось. Наши власти называют деревню бесперспективной. Хотя места у нас живописные, много озер. В прошлом году к нам даже на полноприводных машинах тяжело проезжали - приходилось лебедить. Сделали б дорогу нормальную, лет через пять деревня ожила».





«Обходимся мы без магазина, раз в неделю товар привозят. Врача года четыре не видели. Лодка своя, в паводок будем переправлять продукты».





Опять же Байкаловский район. Добрые изменения. С последнего моего приезда между Городищем и Красным Бором появился мост.





Снегом припорошена баржа. В весенний сезон ее используют для перевозки машин. Для пешеходов будет дежурить лодка.



Красный Бор знаменит санаторием «Юбилейным», где для лечения используют грязь с ближайшего озера Романовского. Однако соцсети наполнены больше негативными отзывами о сервисе, отсутствии досуга для отдыхающих.





Дороги в Красном Бору асфальтированные, и таксофон цел. А за покупками ходят в Городище.













Послесловие. В пояснительной записке к бюджету региона на 2015 год и плановые 2016, 2017 годы можете найти упоминание про поселок Курьинский. Заксобрание предусмотрело взамен хлипкого моста новую дорогу (157 миллионов рублей). Уже заказывалась проектная документация. Хотя при наших дефицитах важно проследить, чтобы сами строительные работы не отложили. К решению обозначенных в этом посту проблем буду привлекать ответственные структуры. В том же Яре говорят, даже лишнему визиту грейдера будут рады. О том, что получится изменить, расскажу.

Байкалово, Ирбит, фото

Previous post Next post
Up