Взгляды современной академической возрастной психологии на подростковый возраст.Шикарный ликбез.

May 10, 2013 05:52

Здравствуйте! Я честно перед написанием этого поста перечитала правила, и не нашла, почему нельзя поделиться ссылкой. Если я что-то упустила, пост можно удалить.
А теперь к делу. На сайте Интернет урок набрела на замечательную лекцию Анны Михайловны Прихожан про подростковый возраст и про взгляд на этот возраст с точки зрения различных психологических теорий. Лекция разбита на 4 части по 20-30 минут. Все очень сконцентрированно и уместно. Все части озаглавлены и можно выбрать интересующие, но я бы советовала посмотреть все от начала до конца.
Я думаю, хоть там и не говорится ничего о теории привязанности, эта информация будет полезна любому родителю. Может ли кризис быть бескризисным? Чем принципиально подростковый кризис отличается от остальных? Как себя вести с ребенком в подростковый период?
Очень интересными мне показались ее замечания про рассогласование, например, движений у подростков, про причины плохого почерка, проблем с речью у мальчиков-подростков, причины лени и нежелания что-либо делать и про то, что в этот период нужны рамки и границы и твердая (альфовая;), хоть это слово она, конечно, не употребляет) позиция взрослого, что это этап насыщения, когда подросток только впитывает, а выдает то, что впитал, только после прохождения кризисного этапа. Это как с маленькими: таскаешь, таскаешь на руках, думаешь, когда уже сам по себе будет играть, вон, другие приучают к самостоятельности... А потом плоды все же проявляются через годик-другой. Главное, понимать, что именно ты сейчас ребенку даешь, а не ждать мгновенного результата.
Кроме того, она рассматривает подростковый кризис и в культурологическом контексте, рассуждает, почему в первобытном и близким к первобытному обществах (привет Ледлофф:-)) подросткового кризиса не возникает и почему такое невозможно в нашем обществе. А еще меня поразили ее слова про то, что сейчас разрушена прежняя модель взрослого, а новой общественной модели взрослого человека не сформировалось. Очень близко это мне. Я все пыталась понять, кто такой взрослый и какой он. Трудно. Так и не поняла. А в детстве бы сказала.
Причем очень здорово она вводит в научный контекст, показывает основные направления в восприятии этого кризиса разными психологическими течениями, так что, думаю, такой ликбез может быть полезен и просто для общего развития: очень грамотно и коротко даны основные течения возрастной психологии. Так что если даже с какими-то положениями кто-нибудь и не согласится, все равно полезно посмотреть, чтобы иметь современный научный контекст, ориентироваться в направлениях и, например, с чем-то поспорить, если охота:-).
Не могу не поделиться находкой с сообщниками.
Вот ссылка на первую часть, остальные на полях справа: http://interneturok.ru/ru/school/teachers-parents/detskaja-psihologija/ceeaf23d/nauchnyj-etap-izucheniya-podrostkovogo-krizisa-lekciya-problemy-podrostkovogo-krizisa-ch1

Апд. Наверное, модераторское дополнение стоит вставить сюда:
Большая просьба, слушая данные лекции, понимать, что в русле классической психологии отсутствует глобальное понимание привязанности и его влияния на развитие ребенка. Классическая психология рассматривает привязанность как локальную проблему сугубо дошкольного возраста. И если в психологии приемных детей известно, насколько пагубно влияет недостаточная привязанность, то в классической психологии привязанность не замечается, так как в норме она всегда присутствует.
В лекциях на самом деле много фактического материала, который если рассмотреть его под углом теории развития с опорой на привязанность, выглядит несколько иначе, чем объясняется автором.

физическое развитие, развитие речи, обучение, становление личности, литература для взрослых, материнская агрессия, быть альфой, 11-13, помогаем детям расти, 15-17, лекции и статьи, самостоятельность, 13-15, *психология привязанности, психология развития

Previous post Next post
Up