История успеха, или что-то вроде

Jun 18, 2012 01:27

Хочется поделиться с теми, кто поймет =) Речь пойдет про моего старшего ребенка - дочь 12-ти лет.

Чуть больше года назад, когда я начала читать в журнале Ольги Писарик ее перессказы лекций Ньюфелда, у нас с дочерью были в принципе сносные отношения. Ей было 11, большую часть конфликтов удавалось разруливать - спасибо Фабер-Мазлиш и Томасу Гордону. НО! Я чувствовала, что она от меня ускользает, что связь наша не крепка, что через год-другой как жахнут подростковые гормоны, и... Короче, ощущение приближающегося кризиса меня пугало и беспокоило (я вообще паникер сильно заранее - я уже в роддоме боялась, а как я ее замуж-то вообще отдам?! НЕ ОТДАМ!). Масла в огонь подливали популярные статьи о подростковых кризисах, залетах в 14 лет и прочая чернуха. Страшно... но не понятно что именно. В чем проблема - я не могла для себя сформулировать. Все же хорошо пока вроде бы...

И вот благодаря Ольге и Ньюфелду я поняла, наконец, что меня напрягает. Ориентация на сверстников! Началось давно, еще в детсадовском возрасте. Куда бы мы ни пришли, дочь сразу говорила "надо найти других детин, чтобы играть". Это было очаровательно поначалу. Потом в школе началось - девочки сказали, девочки не хотели, девочки считают это отстой и так далее. Без наездов в мой адрес, меня радовало то, что она это со мной обсуждает вообще. Я чувствовала, как постепенно теряю то, что Ньюфелд называет "силой быть родителем". Каждый раз мне с трудом удавалось завоевать назад мою дочь, отвоевать свое место в ее иерархии важных людей. Но раз за разом все труднее, все меньше мои аргументы (спокойные и разумные, как мне казалось) имели на нее влияния перед всезнающими и вечно правыми "девочками", где-то я все время сбоку-припеку оказывалась. Ничего сильно ужасного "девочки" пока не творили - ну, с кем-то не дружили, кого-то немного обижали, говорили друг другу гадости "а ты по ходу бедная!", иногда и моему ребенку доставалось этих подковерных игр "сегодня дружим против этой". Очень угнетало то, что я совсем бессильна чем-либо помочь дочери в этих неприятных ситуациях.

В общем спасибо Ольге, проблема наконец обрела имя, и я почувствовала, что задача мне по силам. Так случилось, что мы переехали, а в связи с этим решили вместо того, чтобы искать школу по месту жительства, попробовать экстернат. Это, конечно, другой большой разговор, но самый главный плюс экстерната в том, что весь прошедший учебный год у меня была масса времени на то, чтобы расправиться с ориентацией на сверстников. Как боролись? Да, собственно ничего нового-интересного-оригинального. Время, общение, завладевание, укрепление привязанности, особые всякие совместные дела и игры, кулинарные подвиги и так далее. Мы и раньше это делали все, но мало. Я недооценивала, что в школе с девочками она проводила от 5 до 8 часов, а дома со мной 2-3 часа, и большая часть этого времени - уроки, поесть, комп, "отстаньте и не трогайте меня никто, я устала, как все меня достали". То есть на самом деле она была не со мной. Ну, и она же не единственный ребенок, из этих 2-3 часов до отбоя я тоже не всегда была доступна для нее.

Так вот, что изменилось за год. Пара зарисовок. Я возвращаюсь с младшими из магазина, дочь в это время гуляла во дворе с подружками. Вижу ее. Бежит ко мне, машет руками, обнимаемся. Присаживаюсь вместе с ней на качели. Спрашиваю: "Когда думаешь идти домой?" Она: "А когда ты хочешь?" Такой ответ был невозможен раньше! Ей всегда было мало гулянья с "детинами", сколько бы ни гуляли. Был эксперимент 8 часов нон-стоп на детской площадке (с перерывом на поесть). Мало! Уходила с рычаньем, фырчаньем и почти в слезах "Еще хочу!". А сейчас, когда бы я не позвала ее домой, она идет, если не вприпрыжку, то без огорчения, она РАДА вернуться ко мне, и это видно!

Еще пример - вечерние ритуалы. Сначала я взяла за правило не отправлять ее спать просто так, а "завладеть" перед сном. К сожалению, у меня нет возможности читать ей на ночь, но одну книжку (не полностью, она не выдержала и сама дочитала) мы все-таки почитывали перед сном. Потом обнимались, я желала ей спокойной ночи. Все. Ерунда, казалось бы. И вот теперь - каждый вечер, перед тем, как идти спать, она сама находит меня, где бы я ни была (обычно я младших укладываю), чтобы ПРОСТО обнять меня и пожелать спокойной ночи. Без этого она спать не пойдет! Опять же для меня это маленькое чудо.

Еще. Как-то взяла ее с собой в книжный, далеко от дома, заодно прогулка получилась, мальчишки остались с папой. Мы шли, держась за руки, вдруг она говорит "Все-таки это здорово, гулять с мамой. А девочки еще говорили - фу, отстой, как малышня с мамой ходит! Нет, это так прикольно вместе гулять!" Мы и раньше гуляли вместе, она никогда не отказывалась со мной куда-то пойти, но вот это "девочкино" мнение, видимо, на нее давило, а теперь ей стало легко настолько, что она со мной смогла этим поделиться.

Гораздо проще стало просить о помощи по дому. Гораздо меньше стало стычек с младшими. Гораздо проще она идет им на уступки, щедро делится с ними мной, потому что она во мне уверена, и ее привязанность насыщена.

Не всегда, конечно, радужно, бывают трудности - но все равно стало проще, чем год назад (а мне говорили - чем старше, тем трудней! а вот и нет!). Любой наш конфликт - напоминание мне "надо покормить привязанность, это просто голод". А еще я могу сказать, что ощущаю себя гораздо уверенней в преддверии подростковых бурь. Мне уже совсем не так страшно, как год назад. Я верю, мы друг друга не потеряем. Хотя на всякий случай держу пальцы крестиком и дочитываю книжку Ньюфелда, чтобы теория с практикой не расходились! =)

истории успеха, личный родительский опыт, 11-13

Previous post Next post
Up