Глава 9. Меровинги и роль бургундов в образовании их королевства. (начало)

Mar 09, 2012 22:03


Приблизительно к тому же времени, что и разгром Первого Бургундского королевства и предполагаемый уход остатков бургундов к франкам, относится одно событие, лежащее в основании Франкской державы. Григорий Турский кратко писал об этом:

«В Консульских фастах мы читаем, что Теодомер, король франков, сын Рихимера, и мать его Асцила пали от меча. Говорят также, что тогда королем у франков был Хлогион, деятельный и весьма знатный среди своего народа человек. Он жил в крепости, называемой Диспарг, расположенной в области торингов. В этой же области, в южной ее части, до самой реки Луары, жили римляне. По ту сторону Луары господствовали готы. Бургунды, последователи ереси ариан, жили на той стороне Роны, на которой расположен город Лион. Но Хлогион послал в город Камбре разведчиков, и когда они все тщательно разузнали, сам последовал за ними туда, разбил римлян и захватил город. Здесь он пробыл недолго и захватил область до самой реки Соммы. Говорят, что из этого же рода происходил и король Меровей, у которого был сын Хильдерик» (История франков. II, 9).

Франки и ранее пытались закрепиться в Галлии, но были отброшены, как сообщал Проспер Аквитанский под 428 годом: «Войском [комита] Аэция возвращена [под власть римлян] часть Галлий, соседняя с Реном, которую захватили для господства франки» (Хроника. 1298). Вероятно, тогда и пал от меча Теодомер, преемником которого стал Хлогион или Хлодион, который «умер после 20-летнего правления и Меровей, происходивший из того же рода, принял государство» (Книга истории франков. 5) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[1]
.

Идаций в своём продолжении «Хроники» Иеронима Стридонского писал о том, как в 431 году он был отправлен «с посольством к полководцу Аэцию, который в это время наводил порядок в Галлии» (Хроника. (VII) 96), а под следующим годом сообщал, что «Аэций победил франков и заключил мир» (Там же. (VIII) 98) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[2]
. Однако Григорий Турский и франкские летописцы говорили о том, что Хлогион-Хлодион закрепился на захваченных землях, что произошло, по-видимому, уже позднее.

В 30-х годах V века Галлию сотрясали многие волнения. Так, 435 году «Галлия, что по ту сторону, поддавшись, благодаря мятежникам, предводителю Тибаттону, отпала от римской общности, после чего почти все подневольные люди Галлий, увлеченные его почином, объединились в деле багаудов» (Галльская хроника 452 года. 117) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[3]
. Лишь через два года «Когда был схвачен Тибаттон, и остальные предводители бунта частью побеждены, частью убиты, волнение багаудов пpeкpaщaeтcя» (Там же. 119).

Тогда же римлянам пришлось разбираться с «союзным» Первым Бургундским королевством (Там же. 118; Проспер Аквитанский. Хроника. 1322; Идаций. Хроника. (XII) 108), пытавшимся расширить свои владения и окончательно разгромленным в 437 году с помощью гуннов (Проспер Аквитанский. Хроника. 1322; Идаций. Хроника. (XIII) 110). Но в то же самое время «Готы нарушают мирные соглашения и захватывают большинство муниципий, соседних с их землями, проявив наибольшую враждебность по отношению к городу Нарбонну» (Проспер Аквитанский. Хроника. 1324; Идаций. Хроника. (XII) 107). Лишь в 439 году «с готами был заключён мир» (Проспер Аквитанский. Хроника. 1338).

Проспер далее замечает, что «пока Аэций был занят делами, происходившими в Галлиях» король вандалов Гейзерих овладел Карфагеном (Там же. 1339). Скорее всего, этими обстоятельствами воспользовался и Хлогион, чтобы захватить земли на севере Галлии (территории Бельгии, Фландрии и Пикардии). Об этом упоминает другой современник тех событий - Сидоний Аполлинарий, восклицавший в панегирике императору Майориану, прежде служившему под началом Аэция: «Пока ты воевал, франк Хлогион (Cloio - А. Р.) захватил незащищенные земли атребатов» (Carm., V, 4, v. 212-213 // MGH. Auct. antiquis. Т. 8. Р. 193) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[4]
.

Впрочем, далее он описывает победу над франками, застигнутыми во время свадьбы «белокурой невесты с русым женихом» mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[5]
. Составители PLRE отнесли это сражение к 447 или 448 году, то есть к концу правления Хлогиона-Хлойо mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA;mso-bidi-font-weight:bold;mso-bidi-font-style:italic">[6]
. Однако ни Сидоний Аполлинарий, ни Григорий Турский, ни франкские летописцы не говорят ни о его гибели, ни о вытеснении захватчиков. Думается даже, что напоминанием об этой победе и захвате богатых трофеев поэт попросту сгладил сообщение о закреплении франков по другую сторону Рейна.

К слову, само указание на их успех, выглядит полуприкрытым упрёком в адрес Майориана, к которому Сидоний Аполлинарий, приходившийся зятем предыдущему императору Авиту, свергнутому не без участия Майориана, относился весьма неоднозначно mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA;mso-bidi-font-weight:bold;mso-bidi-font-style:italic">[7]
. Зато такое отношение, вероятно, и дало поэту повод оставить свидетельство о деяниях Хлойо-Хлогиона, обойдённых вниманием других современных писателей.

В составленной два века спустя «Хронике Фредегара» к рассказу о Хлодионе добавлена история чудесного рождения Меровея, по имени которого стала называться франкская династия:

«Франки, серьезно посовещавшись, избрали себе длинноволосого короля из рода Приама, Фрига и Франка - Теудемара, сына Рихемера, который был убит в сражении с римлянами. Затем они поставили на царствие Хлодиона - самого деятельного человека своего племени, который жил в крепости Есбарг в пределах Торингии. А в Цизальпийской [Галлии] обитали бургунды, придерживавшиеся арианской ереси. Хлодион послал лазутчиков в город Камбре, а когда они разузнали все, он сам последовал за ними, разбил римлян, взял города и занял [территорию] вплоть до реки Соммы. В эти времена в ходу было язычество. Утверждают, что, когда Хлодион летней порой остановился на берегу моря, в полдень его супругой, отправившейся на море купаться, овладел зверь Нептуна, похожий на квинотавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться Меровингами» (Хроника Фредегара. III, 9) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[8]
.

Приводимые здесь обстоятельства зачатия Меровея обычно относят к области мифа. Однако привлекает внимание предуведомление: «Haec generacio fanaticis usibus culta est», что точнее было бы перевести не просто как: «В эти времена в ходу было язычество», но именно: «Эти поколения совершали мракобесные обряды». И после такого пояснения хронист, судя по всему, не просто зачем-то пересказывает языческий миф, но сухо передаёт сохранившееся описание некоего ритуала, вероятно, уже не совсем понимая, да и не особо желая разбирать его смысл.

Ближайшей аналогией предполагаемому действу, как по форме, так и по значимости, представляется индоарийская ашвамедха - особое жертвоприношение, совершаемое как раз для утверждения царства на покорённых землях, а также для продолжения династии. Сначала специально отобранного коня отпускали на волю, а царская дружина следовала за ним, добиваясь подчинения тех мест, через которые он проходил (кстати, может быть, и посланные перед франкским королём «лазутчики» выполняли не только разведывательные, но и ритуальные задачи). По прошествии года избранного коня приносили в жертву, причём царица изображала символическую связь с ним, что вполне соответствует сообщению «Хроники Фредегара» и объясняет загадочное предание о том, как королевой «овладел зверь Нептуна, похожий на квинотавра», после чего родился наследник, что тоже являлось одной из главных целей ашвамедхи.

Уже давно отмечались параллели индийской ашвамедхи с ирландскими и норвежскими жертвоприношениями, проводимыми при поставлении короля mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA">[9]
, а также скифскими ритуалами, которые восстанавливаются по археологическим находкам mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[10]
. Это указывает на то, что такие церемонии и связанные с ними представления восходят к индоевропейской общности. Отражение их (к слову, переданное едва ли не с большей отстранённостью, чем у христианского хрониста) можно увидеть, например, в мифе о критской царице Пасифае, вступившей в связь с посланным Посейдоном (!) быком, которого её муж Минос собирался принести в жертву, чтобы подтвердить своё право на царство (Аполлодор. Мифологическая библиотека. III, 1, 3-4) mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[11]
.

Обращение к взаимодополняющим деталям, встречающимся в этих легендах, позволило обнаружить многочисленные соответствия в представлениях, связанных с царским посвящением, от древнеиранской Авесты до русских, немецких и прочих сказок, и от различных изображений до календарных обрядов. Это вылилось в отдельное исследование mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[12]
и здесь я не буду больше распространяться на эту обширную тему, хотя она и будет затрагиваться в дальнейшем, а обращу внимание на ещё одну особенность рассказа «Хроники Фредегара» о Хлодионе.

mso-fareast-font-family:Arial;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
mso-bidi-language:AR-SA">[1]
Перевод с немецкого Шульзингера В. Л. цит. по: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Gesta_Fr/frametext.htm

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[2] Цит. по Циркин Ю. Б. Античные и раннесредневековые источники по истории Испании. - СПб.: Филол. ф-т СПбГУ; Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 104.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[3] Цит. по: Козлов А. С. О тенденциозности «Галльской хроники 452 года» // Античная древность и средние века. Вып. 35. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2004. - С. 78.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[4] См.: Савукова В. Д. Примечание 89 к Книге II // Григорий Турский. История франков. - М.: Наука, 1987. - С. 363.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[5] Ешевский С. В. К. С. Аполлинарий Сидоний, эпизод из литературной и политической истории Галлии V века // Сочинения С. В. Ешевского. Часть третья. - М.: Издание К. Т. Солдатенкова, 1870. - С. 180.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[6] Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire: Vol. II. A. D. 395-527. - Cambridge: University Press Cambridge, 1980. - P. 27, 291, 702.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[7] Ешевский С. В. К. С. Аполлинарий Сидоний, эпизод из литературной и политической истории Галлии V века. - С. 176-177.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[8] Хроники длинноволосых королей. - С. 32-33.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[9] Бирн Ф. Д. Короли и верховные правители Ирландии / Пер. с анг. С. В. Иванова. - СПб.: Евразия, 2006. - С. 28; Диллон М., Чедвик Н. К. Кельтские королевства / Пер. с анг. С. В. Иванова. - СПб.: Евразия, 2002. - С. 121.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[10] Клейн Л. С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. - СПб.: Евразия, 2010. - С. 185 со ссылкой на статьи: Мачинский Д. А. О смысле изображений на Чертомлыцкой амфоре // Проблемы археологии. Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1978, и Лелеков Л. А. Проблема индоиранских аналогий к явлениям скифской культуры // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. - Кемерово, 1979.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[11] Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. с древнегреч. В. Г. Боруховича. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">[12] Рогожин А. Н. По следам кентавров. Царское посвящение в мифах и ритуалах индоевропейцев. (В работе)

Хлодион, Меровей, царское посвящение

Previous post Next post
Up