Отсюда http://graycat63.livejournal.com/84188.html

Oct 08, 2000 22:46

Энергия-Буран - Квинтэссенция Советского Гения



По поводу проекта Буран, мне кажется весьма показательным вот это высказывание :

Блин, буран был темой. Я с него прусь. Надо было его по назначению использовать как и хотели. Херачить сверху ракетами по америке :) Штук 10 в космос и Fire!!! :) А вообще это каменный век, Железо и огонь были уже в 15 веке, а паровоз придуали только в 19. Мы вместо того чтобы думать креативно, набиваем кошельки. Нужно переходить на новый уровень - ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ. Принцип обратной гравитации и все такое. Как-то грузил меня один профессор-физик на эту тему. Нет ничего нереального. Просто собрать этих немного ненормальных (с нашей точки зрения) профессоров, они такое придумают! И тут же устроить мировое господство

в коротком обзаце, одухотворенный носитель московской культуры умудрился зацепить так много аспектов бытия - доброту, справедливость, правду, разум и образованность, о которых остальному миру только мечтать

Решение делать советский шаттл родилось практически одновременно с началом публикаций о планах его американского аналога - в 1970-72. Продолжались работы над советским шаттлом несколько дольше - по мере корректировки программы под давлением реальности, первый пилотируемый полет планировался на 1994 год. Небывалый срок (больше половины всего периода советской космонавтики) и немерянное количество людей, ресурсов и денег, делает это проект, фактически, самым гигантским в истории советской власти.

Что я нахожу наиболее интересным в мега-проекте Энергия-Буран, это то, что он отражает сущность всей советской научно-технической системы брежневского периода, и точно иллюстрирует ее реальные возможности и ограничения. По моим наблюдениям, система выявила следующие свои качества :

∙ Научно-технологическое отставание по большинству направлений
∙ Отсутствие собственных идей и видения, плохое понимание чужих
∙ Прогресс через плагиат на системном уровне
∙ Внутри системы - враждебная конкуренция и эгоизм в ущерб делу
∙ Точное планирование и координация коммандной экономики - миф
∙ Слабость инженерной школы и организации больших проектов
∙Разорительный характер космических программ
∙ Самовосхваление, как компенсация незначительности реальных успехов
∙ Отдельные гениальные разработки, которые удается утилизировать в Америке

В апреле 1972 (всего через три месяца после официального начала американской программы), столпы советской космической науки (Мишин, Челомей и Глушко) и основные НИИ высказывали адекватные оценки системы Space Shuttle, а именно - многократные системы неэффективны по стоимости и не смогут заменить одноразовые носители, задачи для массового выведения и возврата с орбиты крупных обьектов в СССР отсутствуют, и система не представляет непосредственной военной угрозы. То есть, именно то, что открыто обсуждалось в американской специальной периодике.

Однако, Space Shuttle произвел на советское руководство серьезное впечатление с далекоидущими последствиями.

Директор головного в ракетно-космической промышленности Центрального НИИ машиностроения Ю.А.Мозжорин: "Программа имеет свою предысторию. В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа "Space Shuttle". ... Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т, и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год ... Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение."

Заместитель Главного конструктора МКС "Буран" В.М.Филин:
"Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики АН СССР и НПО "Энергия" в период 1971-75 гг. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему "Space Shuttle", смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного ракетно-ядерного удара по жизненно-важным объектам на территории нашей страны".

Страх перед американским челноком прибрел гротескно-параноидальный характер - советские боссы боялись размеров его отсека - им мерещился Space Shuttle подлетающим к станциям Салют и Алмаз, заглатывающим их вместе с космонавтами и увозящим в подвалы Лэнгли. Способность совершать боковой маневр рождал апокалиптические картины, когда, под видом гражданской миссии, Space Shuttle внезапно маневрировал с выходом на Москву и сбрасывал с орбиты атомную бомбу на Кремль. Когда, в 1983, Рэйган обьявил свои <<Звездные Войны>> - генералы потирали ручки и гордились тем что не зря опасались коварных янки с их подлыми челноками.

На деле, истерика по поводу американского челнока в начале 1970-х показала то, что в СССР не было адекватного понимания американской технологии и принципов по которым строились космические программы. Не было также адекватной разведки, которая могла бы дать Кремлю информацию за пределами той, что каждый мог прочитать в прессе, не обременяя себя службой в ГРУ.

Не было и адекватного понимания реальной американской политики и стратегии - никто не собирался использовать Space Shuttle как платформу для ядерных атак територии СССР или для стаскиванию с орбиты чужих обьектов. Советские умы подвела их собственная идеология - они насполько долго убеждали себя в наличии <<враждебного окружения>>, что сами попались на эту удочку, и потеряли способность рационального анализа.



Советские НИИ вели эскизные работы по многоразовым космическим аппаратам, к тому времени, достаточно давно - американские программы X-15 и Dynasoar давали недвусмысленные подсказки по поводу направления развития. Тем не менее, было принято решение - скопировать Space Shuttle один в один, но с небольшим увеличением основных показателей грузоподьемности.

Стратегия копирывания Space Shuttle, в качестве ответа на его непонятые угрозы, показала неспособность советской научной и военной мысли генерировать собственные работоспособные идеи и фундаментальное недоверие между политической верхушкой и академией. Вера в мудрость и затаенный умысел американцев оказалась сильнее чем вера в советскую науку.

Учитывая отсутствие определенной цели советской программы, и то что было заранее известно, что аналог Space Shuttle и в американских условиях вызывал сомнения в своей эффективности - решение советских властей и ученых заставляет меня лично усомниться в их умственной адекватности, по большому счету



Так или иначе, Приказ был отдан, и верные академики и генеральные конструктора бросились выполнять.

Ракетно-космическая и авиационная промышленность СССР в 1970-80 была занята на полную катушку - кроме провальной лунной программы Н1-Л3, которую закрыли в 1974 ввиду того что полеты к Луне потеряли политическую значимость, МОМ (Министерство общего машиностроения) и МАП (Мин Авиа Пром) работали над авиационными проектами Ту-144, Т-4, Ту-160, Ил-86, Ан-124, Су-27 и МиГ-29, космическими станциями, межпланетными аппаратами, ракетными двигателями, военными станциями <<Алмаз>> (в миру - <<Салют>>) и баллистическими межконтинентальными ракетами.

Тем не менее, программа "Энергия-Буран" получила приоритет. Более того, она стала самой масштабной и дорогостоящей в истории СССР. В течение 18 лет над МКС непосредственно работало более миллиона человек в 1286 предприятиях и организациях 86 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры страны. Общие затраты на программу по состоянию на начало 1992 года составили 16,4 млрд. советских рублей. (Space Shuttle - 13.4 миллиардов долларов)

Первый заместитель Главного конструктора УРКТС "Энергия" И.Н.Садовский писал следующее : На период 1974-1977 гг. наше отставание от США оценивалось в 15 лет. Оно выражалось в отсутствии у нас стендов, заводов и опыта работы с большими массами жидкого водорода, опыта работы по многоразовым ЖРД, необходимой (по мнению Г.П.Свищёва) аэродинамической базы, опыта по крылатым КА, не говоря уже об отсутствии такого аналога как Х-15 в США, опыта авиационных транспортировок, да и отсутствия самолетов класса "Боинг-747".

Скопировать Space Shuttle было легко сказать, но явно невозможно в советских условиях.

Сразу пришлось отказаться от твердотопливных ускорителей - такой технологии не было. Но в разработке был двигатель РД-0120, а также американские теоретические работы, в ходе которых было проанализировано 60 принципиальных компоновок - окончательный вариант был взят специалистами НПО Энергия, что сэкономили советским столпам науки два года работы. Решение использовать известные технологии жидкостных ракет позволило распределить работы по орбитальному самолету и первой ступенью между министерствами - Садовский писал : ... Это же решение удачно развязывало работы МОМ и МАП, облегчая создание ОК за счет максимального использования аэродинамических, геометрических, центровочных, тепловых и др. данных по "Челноку"

Если не придавать большого значения пафосным российским панагерикам "первым в мире науке и образованию", из частных записок представителей этой науки следует, что прогресс советских проектов в значительной степени базируется на экономии интеллектуальных усилий за счет заимствования результатов научных работ американцев - плагиат на уровне системы



Первый советский шаттл представлял практически точную копию американского. Из-за определенной отсталости технологии и инженерной культуры, весь орбитер получился тяжелее аналога. Двигатели РД-0120 получились тоже более тяжелые и менее мощные, хотя некоторые конструктивные решения советского двигателя были сделаны технологичней и дешевле американского аналога - технологию сопла впоследствии купили и (вроде бы) используют для улучшения последних моделей американского двигателя




SSME. Designer: Rocketdyne. 1972. Lox/LH2. Thrust(vac): 2 278.000 kN Thrust(sl): 1 817.400 kN Mass Engine: 3 177 kg (7 004 lb). Diameter: 1.63 m (5.36 ft). Length: 4.24 m (13.92 ft). Thrust to Weight Ratio: 73.12. Status: In production. First Flight: 1981

RD-0120. Designer: Kosberg. 1976-90. Lox/LH2. Thrust(vac): 1 961.000 kN Thrust(sl): 1 517.100 kN Mass Engine: 3 450 kg (7 600 lb). Diameter: 2.42 m (7.93 ft). Length: 4.55 m (14.92 ft). Thrust to Weight Ratio: 57.97 First Flight: 1987. Last Flight: 1988. Flown: 10.

Пример двигателей показывает еще один важный аспект советской научно-технической сферы - при общей отсталости и неэффективности, в ней всегда имели место отдельные технологические достижения и оригинальные идеи, которые после падения советской власти удавалось продать в Америку. Современная российская пропаганда стремится всячески раздуть значимость этой техно-эмиссии из России на запад - но, что же еще им остается делать ?

К году примерно 1975-76 стало очевидно, что сделать копию Space Shuttle будет не только очень непросто, но и совершенно бессмысленно - к недостаткам американского проекта прибавлялись слабости советского способа реализации, что ставило все упражнение на грань провала. Столпы космонавтики (особенно Черток и Бушуев) собачились между собой, пытаясь уйти от ответственности в случае поражения, но получить премии и ордена в случае успеха. К этому времени (1976) в Америке начали летные испытания первого орбитера Enterprise.

А в СССР поняли, что маршевые двигатели из орбитера надо убирать. Наличие двигателей в хвосте ставило всю конструкцию под большие нагрузки и увеличивало ее массу. Кроме того, Глушко был настроен весьма скептически по поводу способностей его фирмы заставить криогенный двигатель быть многоразовым

С другой стороны, перенесение их в первую ступень давало (якобы) две самостоятельнеы системы - Энергию и Энергию-Буран. Кроме того, более легкий орбитер можно было возить на самолете Ан-22, так как больших самолетов в СССР тогда еше делать не умели. Кроме того, орбитер поставили два воздушно-реактивных двигателя для самостоятельных полетов в атмосфере - решение слегка странное и, как следcтвие, заброшеное.





Директива 132-51 правительства о разработке окончательного варианта Бурана была подписана (Брежнев, Устинов, Келдыш) 12 февраля 1976. Над проектом работало все НПО Энергия (с сопутствующими организациями), навесные разгонные ракеты делало НПО Южное на Украине.

План предполагал разработку Бурана в течение 7-11 лет :

1983 - Первый полет с неотделяемым макетом Бурана
1983/84 - Второй полет с отделением макета Бурана
1984 - Первый полет непилотируемого Бурана с посадкой на аэродроме
1987 - Первый пилотируемый полет Бурана - к юбилею СССР

Окончательный вариант системы Энергия-Буран стабилизировался в середине 1978 - в основе системы оказалась традиционная советская ракета-носитель, ссотоящая из центрального блока и пакета навесных ракет-бустеров с ЖРД. Ее предполагалось использовать в трех конфигурациях - с двумя бустерами под названием "Гроза", с четырьмя - "Буран", и с шестью - "Вулкан". Диаметр центрального блока определался оборудованием оставшимся от неудачного лунного проекта Н-1, а размер бустеров (которые впоследствие были использованы в качестве первой ступени Зенита) - максимальным для железной дороги, так как их возили с Украины.

Бустеры с двигателями РД-170 предполагалось спускать на паращюте и использовать многократно, хотя не совсем понятно, как они собирались вытаскивать из казахской степи 35-тонные железяки.

Весь комплект получился сложнее чем Space Shuttle - четыре маршевых двигателя и четыре бустера против трех двигателей и двых бустеров.



Тем временем, за океаном, программа Space Shuttle тоже испытывала некоторые технологические трудности и задержки, но первый полет состоялся в апреле 1981. Первый полет Space Shuttle был сделан на полностью готовом пилотируемом корабле, и программа реальных полетов с полезными нагрузками была задействована в том же году.

Буран, однако, сделать в запланированные сроки оказалось не по зубам - разработчики сталкивались с техническими трудностями, преодаление которых в советских условиях занимало гораздо большее время, нежели в американских - ни одна из систем (Буран, Энергия, бустер) не была готова к сроку. На Южном были сделаны перетряски руководства. К планируемой дате первого полета в 1983 были готовы только макеты. Наземные пусковые тесты центрального блока Энергии пошли в начале 1986 - 390 секунд работы двигателей требовали такого охлаждения, что город Ленинск сидел без воды десять дней.

Так как Буран даже в макете отставал от планов совершенно безнадежно, было решено запустить в 1986 действующую модели военной станции "Полюс". Для проверки всего пакета не было технических возможностей и Глушко решил запускать на удачу - после некоторых сбоев, в мае 1986 Энергия подняла "Полюс" на заданныю высоту, но система управления станции не сработала, и грозное оружие большевиков, вместо того чтобы выйти на орбиту, упало в океан вслед за Энергией.

Запуск Энергии оценивался в $764,000,000 (USD85), а затраты на всю программу к концу 1980-х составили порядка 15 миллиардов рублей. Здесь следует заметить, что, несмотря на неконвертируемость, рубль в СССР имел покупательную способность примерно как $3.5 в США - еще одним мифом, связанным с советским космосом является его "недостаток инвестиций". Затраты на лунную программу в 3.5 - 4 миллиарда рублей - эквивалентны 12-13 миллиардам долларов - что сравнимо с финансированием программы Apollo, с той разницей, что американская программа была успешно выполнена, а советская не сдвинулась с начальной точки.

Затраты на проект Буран, в реальных единицах, превысили таковые для Space Shuttle практически в четыре (!) раза - и в этом случае, результаты советской науки и техники оказались весьма скромными.

Буран, с опазаданием на 5 лет, совершил первый полет в самом конце 1988 - автоматическая посадка Бурана - безусловно достижение и заслуживает быть признано таковым. Вообще, тот полет в конце ноября 1988 прошел на удивление гладко, хотя его организаторы не очень верили в успех, и старт не показали по телевизору, а только посадку, когда стало ясно что все прошло успешно. На самолете МиГ-25, Буран встречал его несостоявшийся первый пилот Игорь Волк.

Кстати, впервые авторматический сход с орбиты и посадку совершил не Буран, а STS-3 Columbia 30 марта 1982 на запасном аеродроме White Sands, NM. Все шаттлы оборудованы системой автоматического схода с орбиты и посадки.

Следующий непилотируемый полет был запланирован на конец 1991. Второй полет Бурана должен был испытать сближение со станцией "Мир" - на доработку Бурана соответствующим оборудованием отводилось три (!) года - при этом планировалось построить еще один беспилотный Буран. За тот же промежуток времени Space Shuttle совершил 11 (!) успешных миссий на трех кораблях.

Третий Буран строился в обитаемом виде, и планировался к пилотируемому полеты (номер 5) в конце 1994 (через 13 с половиной лет после полета Columbia). Мы врядли узнаем, насколько готов к пилотируемому полет был Буран - сам мега-проект сыграл немаловажную роль в том что весь СССР к тому времени приказал долго жить.

Ельцин прекратил финансирование по программе Энергия-Буран в июне 1993.



10 лет, корторые понадобились науке и технике чтобы сделать шаг к испытательному полету (и 15 гипотетических лет, для того чтобы повторить пилотируемый полет американцев), на мой взгляд, показывают принципиальную слабость инженерной школы и организации НИОКР и производства, пренебрежение вопросами качества в СССР. Технические решения требуют у советских инженеров времени в два-три раза больше чем аналогичные у американцев, при том что первые пользуются результатми вторых, а вторые делают все сами на пустом месте. Экстенсивный метод достижения отладки систем - процессы не моделируются на земле - вместо этого, системы многократно запускаются в полуготовом виде, а анализ проводится по результатам неудач.

Советские проекты носили разорительный характер - не принося практически никакой материальной пользы, космические проекты задействуют тысячи НИИ и заводов, миллионы людей, годы работы, массу территорий и ресурсов и астрономические суммы денег - практически все это оказывается выключенным из нормальной деятельности на благо населения, и выброшенным под конец.

Зато в самовосхвалении и сочинении пафосной мифологии, вдядли кто сможет тягаться с московскими специалистами - программа Буран - бессмысленная и плагиаторская с самого начала, технически не реализованная и сыгравшаю весомую роль в банкротстве СССР, под влиянием пропаганды превратилась в умах многих товарищей символ советского могущества и романтики. Такие дела.
Previous post Next post
Up