Рисование форм. Часть 1

Aug 15, 2014 16:24



Напишу немного о рисовании форм сегодня. Это сильно сокращенный перевод прекрасной статьи о рисовании форм, написанной Розмари Геберт, ссылку на которую я давала в прошлом посте (на waldorflibrary). Но все существенное я оставила в переводе, поэтому он вполне даст представление об этом удивительном предмете, который есть только в вальдорфской школе. А если ваши дети не учатся в такой школе, ничто не мешает вам изучить этот предмет и попробовать рисовать с ними дома. Все как говорится, в наших руках :)))

Рисование форм преподается с первого по пятый класс вальдорфской школы. Это рисование от руки (без линейки, циркуля и т.д.) форм, которые не несут никаких значений (как буквы или цифры). (...) Глядя на рисунки детей, которые обычно вывешиваются в классе во время эпохи рисования форм, глядя на кривые и прямые линии, зеркальные формы и ритмические орнаменты, родители порой недоумевают: в чем смысл всех этих упражнений?

(...) Увидеть их ценность просто смотря на рисунки детей крайне сложно, потому что вся суть кроется не в результате, а в процессе. Именно сам акт рисования, а не конкретный запечатленный на бумаге результат учит ребенка вполне определенным вещам. Рисунки, вывешенные в классе, мало что могут рассказать нам о том процессе, который предшествовал их появлению. Только придя в класс и понаблюдав за детьми в процессе рисования форм, мы сможем понять настоящую ценность этого предмета. В первом и втором классе рисование форм начинается с того, что дети сначала переживают и проживают определенные линии и формы, проходя-прошагивая их на полу, "рисуя" их в воздухе, задействуя при этом все тело. И лишь после этого они сделают попытку нарисовать их на бумаге.(...)

Что есть по сути своей любая форма? Форма - это остановившееся движение, след, оставшийся после завершения определенного действия. Как след, оставленный лыжником на снегу, показывает нам траекторию и характер движения лыжника, так же и в рисунке оказывается запечатленным то движение, в результате которого и возник сам рисунок. Суть рисования форм именно в этом движении. И линия на бумаге - лишь отражение, след этого движения. (...)

Рисование форм многогранно и дает волю воображению учителя, однако выбор форм совсем неслучаен и несет отнюдь не декоративную функцию. (...)

Рудольф Штайнер рекомендовал знакомить первоклассников с основными формами прямой и кривой линии в первый же школьный день. Вариации на тему прямой и кривой линии можно отрабатывать в классе на протяжении многих уроков.

В общем и целом формы, состоящие из прямых линий и углов, влияют больше на процесс мышления; они действуют пробуждающе и улучшают внимание и способность концентрироваться. С другой стороны, формы, состоящие из кривых линий, воздействуют преимущественно на волю; они обладают успокаивающим эффектом. Формы, содержащие в себе одновременно прямые и кривые линии, в этом отношении более сбалансированы и не тяготеют к крайностям; они воздействуют на область чувств.

Таким образом в распоряжении учителя оказывается прекрасный инструмент как пробудить засыпающих на уроке детей или успокоить слишком возбужденных. Некоторым детям полезно ежедневно рисовать формы, соответствующие их конкретным потребностям. Формы, состоящие их прямых и углов, помогут мечтательному ребенку сконцентрироваться, особенно в том случае, если линия пересекает саму себя, или требуется нарисовать ее в обратном направлении. Форма, содержащая в себе мягкие изгибы, поможет успокоить разрумяневшегося и болтливого ребенка, который перевозбудился. Сам принцип тут, конечно, сильно упрощен, и применять формы нужно умело и тактично. Важно, чтобы дети выполняли работу качественно. Правильно ли выбрана форма? Может быть, она слишком проста? Или слишком сложна? В какой момент работы у ребенка/ детей возникают сложности? Как показывает опыт со взрослыми, в рисовании форм очень важно соблюдать время. Если слишком долго рисовать форму, которая имеет успокаивающий эффект, это может привести к смешкам в классе. И напротив, продолжительное рисование форм, действующих пробуждающе, может истощать детей и делать их беспокойными.
Продолжение следует

1 класс, рисование форм

Previous post Next post
Up