Чероки

Sep 19, 2009 16:34

Чероки - самое многочисленное индейское племя из признаваемых американским правительством. Обитатели восточных штатов - «те, кто живут в горах», если буквально перевести название. Их история, как и история большинства индейцев в Америке, состоит из постоянных войн и переселений. В течение веков не прекращались межплеменные конфликты, позже началась затяжная борьба с англичанами, увенчавшаяся печально знаменитыми событиями «Дороги слез» - массовым выселением индейцев в центральные Штаты, что в свою очередь принесло голод, эпидемии, многочисленные смерти. Не смотря на все эти печальные события, выжившие Чероки адаптировались к новым реалиям быстрее многих других племен.

На сегодняшний день Чероки, будучи по-прежнему одной народностью, делятся на три основных племени. Самое большое, Сherokee Nation в Оклахоме (на тех самых землях, куда их когда-то насильно переселили), насчитывает почти триста тысяч членов и является процветающим современным сообществом, приносящим ежегодно миллионы в местную экономику. Эти деньги текут, в основном, из игорного и туристического бизнеса, сельского хозяйства и недвижимости, и даже из поборов племенной дорожной полиции. У «Нации Чероки» есть свои госпитали, школы и университеты, суды, множество музеев и мест заманивания туристов, газета и радиостанция. Они предлагают уроки своего языка и письменности и раздают проезжащим брошюры о богатой культуре Чероки. После поездки через оклахомские резервации у меня осталось впечатление красивого и давно умершего мифа, штраф за превышение скорости на дороге, где мы так и не нашли ограничительных знаков, и застрявшая в памяти картинка американских пенсионеров, азартно разменивающих металлические доллары в казино.

Еще одно из трех племен - Восточные (Eastern Band) Чероки в Северной Каролине. Оно состоит, в основном, из потомков тех немногих, кому удалось избежать переселения и остаться в горах. Это было возможно только при подаче документов на американское гражданство и почти полной ассимиляции, ведь оставшиеся индейцы теперь жили бок о бок с белыми, которым достались земли выселенных или погибших.

Отправляясь в резервацию на границе Северной Каролины и Теннеси, я уже не ожидала ничего близкого к культурному потрясению. Мне было достаточно гор и водопадов, окружающих деревню, достаточно было витрин с изящными ювелирными украшениями - сохранившееся тонкое мастерство, достаточно было завораживающе ритмичной музыки, что игралась для посетителей. Но потрясение все-таки случилось - на вечерней драме местного театра. «Провинциальный» спектакль оказался масштабным и зрелищным действом под открытым небом. В огромном амфитеатре было такое количество людей индейской внешности - как на сцене, так и среди публики, - какого я не видела ни в одной «индейской» (читай, американской развлекательной) деревне. В течение двух часов под живую аутентичную музыку они танцевали свою историю, складывавшуюся из десятков маленьких историй, показывали свои смешанные лица, семьи и судьбы. И какие это были лица: красные, черно-охряные, белые, юные, старые, с раскосыми чертами и круглыми подбородками, с морщинами нелегкого опыта, с юношеским пухом на острых скулах. Такие разные внешне, они казались прочно связанными попытками рассказать о почти утраченной культуре, потомками которой являлись. Все это меня удивительно тронуло - чувством чего-то неподдельного, что происходило не для меня, далекого туриста в пятнадцатом ряду, но для и ради них самих.



Маски, символизирующие кланы в племени Чероки. Каждый клан исторически имеел свои особые обязанности и права, а принадлежность к клану передавалась по наследству.





"Unto The Hills", North Carolina, US
Тот же текст в антропология.ру с комментариями

native americans, в картинках, Аппалачи, моя Америка

Previous post Next post
Up