Как воспитывать детей

Jan 31, 2013 14:17

Беседы с батюшкой: почему в семье должно быть много детей
Интервью с настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла, протоиреем Александром Тылькевичем, в семье которого 14 детей, 12 из которых - приемные.


Беседы с батюшкой

В большинстве семей сейчас 1 - 2 ребенка, что неминуемо ведет к вырождению нации. Как избежать столкновения с бездной? Стоит перенимать опыт лучших. О том, как живется многодетной семье, расскажет Благочинный Шилкинского округа Читинской и Краснокаменской епархии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла, протоирей Александр Тылькевич, в семье которого 14 детей, 12 из которых - приемные.

Скажите, что в вашем понимании есть педагогика?

В дословной интерпретации педагогика - это детовождение. В древности в семье был некий раб, которому вменялось в обязанности следить за детьми, водить их в школу и присутствовать на занятиях. Он и назывался педагогом. Обладая обширными полномочиями от родителей, педагог фактически задавал направление развития ребенка. Если педагог был хорошим, он добивался гармоничного развития определенными приемами. На сегодняшний день педагогика является совокупностью приемов и методов воздействия на ребенка, которые заставят его выполнить задачу, поставленную педагогом

Каким должен быть хороший педагог?

Трудно научить человека тому, чего не знаешь сам. Как говорят, от осинки не родятся апельсинки. Если пьяный человек будет рассказывать о том, как вредно пить - он не вызовет доверия. Педагог должен обладать тем, чем он может поделиться с учеником, поэтому педагогика заключается в воспитании себя самого. Если я чувствую, что мне не хватает каких-то качеств, я должен воспитать их в себе.

У вас в семье 14 детей. Двое из них родные, а остальные приемные. В связи с этим расскажите, с какими сложностями вам пришлось столкнуться при воспитании.

Сложности связны в первую очередь с тем, что люди - существа греховные. Представляете - 16 грешных существ пытается жить в одном доме. Каждый человек воспринимает другого как существо, посягающее на нечто, чем он обладает: койку, пайку, отношения с мамой. Все окружающее его человек способен рассматривать как сферу собственных владений. А если на эти владения посягают «конкуренты», то урегулировать отношения стоит недюжего труда.

Второе затруднение состоит в том, что все дети - разные. У нас нет градации «чужой - свой». Но дети настолько разные, что если родные хоть чем-то похожи, то приемные настолько отличаются друг от друга, что это накладывает свои отпечатки на процесс воспитания.

Какого возраста дети в вашей семье?

Самой младшей 4, ,самой старшей 27. Мы брали в семью детей, которые младше уже существующих, чтобы младшие попадали в систему, зависимость от сложившихся традиций. Но однажды так получилось, позвонили из одной больницы, попросили забрать ребенка умершей женщины, из другой… В итоге получилось так, что у нас 4 ребенка одного возраста. Они являются структурой в структуре, всегда могут между собой договориться, самодостаточны в общении друг с другом. Этакое бандформирование. Мы, конечно, пытаемся их разделить.

В чем смысл того разделения? Дело в том, что маленький человек, попадая в общество взрослых, начинает развиваться, напрягать мозги.

Мы детей разделяем, чтобы у них были возможности у кого-то учиться, кому-то подчиняться. Когда человек подчиняется, учится, стремится вверх - это прогресс. Если поместить вместе всех четверых , им не нужно будет к чему-то стремиться, и начнется регресс. А это для воспитания детей плохо.

Если ребенок взят в семью уже в сознательном возрасте, нужно ли с ним беседовать, выяснять, нужно ли это ему?

Конечно, сначала мы берем детей в гости. Они смотрят, как устроена наша семья. У одной из наших дочерей, Наташи, в детском доме остался брат. Она попросила усыновить и его, но мальчику наши порядки не понравились, и он вернулся обратно. А Наташа осталась, недавно окончила музыкальное училище.

Кстати, Наташа рассказывала, что раньше не знала, зачем она живет и кому нужна, а у нас поняла, что нужна маме и папе, что мы без нее жить не можем. Именно чувство собственной нужности привязало ребенка.

Есть в большой семье свои сложности, но человек должен их понимать. Если детей устраивают наши порядки, традиции, иерархия в семье - они остаются.

Существует ли у детей тяга к биологическим родителям?

На сегодняшний день я видел только обратную реакцию. Когда биологический отец одной из приемных дочерей вернулся из мест не столь отдаленных, он попытался наладить контакт. Но девочка сказала, что родители у нее уже есть.

Наши дети называют нас родителями:, и это правильно. Ведь родители - те, кто воспитывал, лечил, ходил за тобой с горшком, помогал учиться. Это те, кто делит с тобой собственное сердце.

Если сконцентрироваться на только на положительных моментах: что хорошего в многодетной семье?

Об этом можно написать целый трактат. Во-первых, чувство общности и целостности. Дети помогают друг другу как в учебе, так и в личных отношениях, и сами все время чувствуют поддержку братьев и сестер.

Мы все вместе дружно работаем: копаем картошку, ухаживаем за огородом. Рубим дрова, ездим на рыбалку… Дети, конечно, шалят, но помогают нам. А когда все работают вместе, детям интересно. И они хотят работать; наказание для детей -остаться дома исправлять двойки, когда остальные занимаются хозяйственными делами.

А в душевном смысле… Иногда вечерами, засидевшись за столом, мы просим детей что-нибудь сыграть: они у нс все с музыкальным образованием. И вот такими теплыми семейными вечерами никто не уходит спать, даже младшие дети. Это чувство единства ничем не передать.

К нам часто приезжают гости, и у них загораются глаза, когда они видят нашу сплоченность.

Ценность общего бытия в том, что человеку не свойственно помнить о плохом. А радостного в нашей большой семье происходит очень много.

Мне очень жалко матушку: у нее много хлопот, большую часть нагрузки она несет на себе. Но ведь кто больше отдает - тот больше получает, и матушке воздается по ее делам.

Почти во всех семьях существует проблема эгоизма. Некоторые родители обращаются к психологам или педагогам, чтобы решить эту проблему. А как с эгоизмом в многодетных семьях?

Да, эгоизм есть в каждом человеке. Вопрос в том, как с ним бороться. Когда интересы одного человека перекрываются интересами всех остальных, эгоизм задавливается. Конечно, каждый тянет одеяло на себя, но любой педагог знает, что в больших семьях эгоистов меньше. Когда мне говорят, что ребенка трудно воспитывать - это всегда значит, что он один в семье. Невозможно воспитать единственного ребенка так, чтобы он вырос альтруистом. Процесс воспитания - ком, который нужно раскрутить, и он подминает под себя.

С чем связано нежелание молодых семей обзаводиться большим количеством детей?

Страхами полон весь мир. Кто-то боится конца света, кот-то постареть. Кто-то заболеть. Но ведь волков бояться - в лес не ходить. У человека не бывает проблем и неудач больше, чем положено. Когда человек пытается от проблем уйти, он всю жизнь страдает, а тот, кто все это принимает, спокоен. Когда человек бегает за удовольствиями, удовольствия от него убегают. А святые бегают за страданиями, радости же их преследуют. И хотя воспитывать детей хлопотно, то, что ты получаешь взамен, перевешивает эти хлопоты. Сто лет назад у наших предков не было пенсий, а старики доживали у детей, и старость их была достойна. А сейчас на старшее поколение печально смотреть. В домах престарелых, где они запросто могут оказаться, даже есть комнаты для умирающих. Представляете, какой запах смерти там стоит? Хуже, чем в каземате. Боже упаси от такой старости. А жизнь многодетных родителей… Есть период хлопотности: пеленки, болезни, бессонные ночи… Но как это все окупается в дальнейшем! Сажаем мы в землю одну семечку, а получаем подсолнух. И если семечка хорошая, добрая, то и подсолнух вырастет добрый.

Но бывает ведь и так: образовалась семья, но никак не получается родить ребенка. Может много лет пройти в неудачных попытках. И что тогда делать?

Нужно прежде всего определиться, чего вы хотите. Семья не всегда предполагает наличия детей. Например, детей нет у монахов, но они живут в структуре, которая является семьей. У Сергия Радонжского детей не было, но мы его до сих пор помним. Можно жить вдвоем, но если семья поставила задачу иметь детей - то нужно их усыновлять.

У меня есть знакомая пара. Долго не могли родить ребенка, и в итоге решились усыновить девочку. И как только ее усыновили - женщина забеременела, причем ребенок получился чудесный.

Единственное, что хочется добавить - нельзя усыновлять одного ребенка. Та же самая проблема, о которой мы говорили раньше: эгоизм. Поэтому если усыновлять, то методично: одного, потом второго, потом третьего. Если семья не готова усыновить троих, то лучше не связываться.

Раньше почти все семьи были многодетные, но сейчас ситуация кардинально изменилась. Сколько детей семья может воспитать, если живет она не в сельской местности, а в городе?

Условия не играют роли. Я знаю много городских многодетных семей. В городе много хлопот, но тем не менее они живут счастливо. Если папа и мама создадут некий свой мир, в котором каждому ребенку будет место, не будет никого лишнего. Есть проблема в отсутствии труда, необходимого для воспитания: невозможно на балконе сажать картошку. Но можно и в городских условиях придумать что-то, так закрутить колесо, чтобы у ребенка не оставалось свободного времени для вредных занятий.

Не у каждого есть врожденный талант педагога и возможность получить педагогическое образование. Откуда можно почерпнуть опыт?

Любовь сама научит воспитывать, перекроет все недостатки. Если человек видит в другом человеке образ Христа, то он не будет над ним издеваться и сделает для него все возможное.

Можно спросить у своих родителей или дедушек с бабушками: они-то уже набили свои шишки. Делиться опытом - хорошая традиция. Правда, не все ситуации повторяются, и научиться педагогике от и до невозможно. Нельзя предсказать все. Это вечный, нескончаемый процесс.

Насколько практически применимо к жизни в семье то, что написано в Священном писании?

Настолько, что если бы человек это исполнял - он лишил бы себя многих проблем. Не нужно было бы наступать на грабли, набивать шишки. Мне непонятны ситуации, когда родители ругаются в семье. Это понижает статус родителей в глазах детей. Для педагогики обязательно должна быть структура в семье. Если авторитет отца незыблем, любого сорванца будет можно усмирить. Это обыкновенная иерархия, которую нельзя изменить. И если мать правильно понимает свои задачи, он заинтересована в поднятии статуса отца.

Святое писание говорит, что почитающие отца выполняют заповедь Божию. У иудеев непочитание родителей могло закончиться побиванием камнями. Это жестоко, и я ни в коем случае не призываю к этому. но тем не менее люди знали, что делали. Жизни, семьи. здоровья не будет, если не почитать родителей; чеовеку останется только пить. Каждому ребенку я говорю: «Хочешь иметь радость от детей - адекватно относись к родителям. Что посеешь. То и пожнешь»

image Click to view



Сайт Батюшки А.М Тылькевича: http://www.netdetdomu.ru/home

дети, воспитание

Previous post Next post
Up