Матера - туристическая гордость Италии, малопонятным образом образовавшаяся из национального позора

Jun 08, 2024 19:25

При том, что условия жизни в Матере для большей части населения почти всегда были практически адовы, фотогеничность этого места неизменно оставалась на невероятной  высоте. Удивительной красоты виды открываются с многочиcленных смотровых площадок.




К тому же, мы впервые приехали в Матеру июльским  вечером, и в сгущающихся летних сумерках она предстала перед нами в своей самой привлекательной ипостаси.







Мы обошли несколько смотровых площадок, зашли в открытую, несмотря на поздний час, церковь, послушали  концерт на главной площади.





Прогулялись по местному Бродвею (он же via Ridola). Единственно, в ресторан, заботливо выбранный накануне по трипэдвайзеру, попасть не удалось - Матера в последние годы стала очень популярна.



Сейчас на главных променадах Матеры вовсю кипит светская и туристическая жизнь. Магазины и рестораны работают до позднего вечера, публика вполне респектабельная и расслабленная. Кажется, что от былой беспросветной нищеты не осталось и следа. Правда, эта любимая туристами огламуренная часть городской жизни очень далека от истинного положения дел в Матере. Реальная история Матеры во многих отошениях уникальна и удивительна.

***
Матера считается один из самых древних городов на земле. Романтики вообще предпочитают c некоторым придыхием именовать её "городом вне времени"... Но, если попытаться остаться в рамках научного подхода - то  первые люди здесь поселились почти 7000 - 10 000 лет назад, а относительно массовое заселение началось около 2000 лет назад. При этом заселение происходило несколько своеобразным образом - люди вырубали дома непосредственно в скалах ( а также занимали пещеры, образовавшиеся в скалах естественным образом ) и жили в них из поколения в поколение в течение столетий.  Кто победнее - в одном помещении, кто побогаче имел неколько помещений на разных уровнях-этажах.
За столетия проживания многие аспекты скального быта были не просто отшлифованы, а доведены до совершенства. Говорят, что даже пещеры строились с нужным углом наклона, чтобы зимой солнце прогревало дальние стены, а летом не создавало в пещере пекло.
Более того, в Матере даже был свой - весьма неплохой с точки зрения функционала - водопровод. Дождевая и родниковая вода собиралась и хранилась в цистернах, доступ к которым имели все пещерные домохозяйства. До наших дней дошло около 1000 подземных цистерн для воды. А под главной площадью  находится самая  большая цистерна Матеры - на 5 млн. литров воды, высотой 18 метров. Сейчас её отреставрировали, красиво подсветили и водят по ней экскурсии за небольшую плату.



Самая  большая цистерна Матеры ( Palombaro Lungo ) . Фото из сети

Естественно, в скалах прорубались лестницы и проходы, появлялось  множество  переулков, небольших туннелей и узких улиц, на крышах разбивались сады и огороды. Жилища строились не только под, но и над землёй. Строили, как правило, из местного скального туфа - так что все строения  фотогенично сливались с общим пейзажем, создавая впечатление, что дома вырастают прямо из скалы, и ту самую монохромность пейзажа, которые так нравятся нынешним туристам.
Так со временем появился город, по строению максимально приближеный к термитнику, с нависающими одна над другой в виде амфитеатра узкими улочками, живописным переплетением  кривых переулков, крутых лестниц, цистерн для воды, пещер бедняков, дворцов местной знати, огородов, террас и подземных церквей.









Все было доведено почти до идеального баланса между природой и человеком - просто воплощенная мечта зелёных. Правда, статистика по смертности выглядела несколько удручающе: детская смертность доходила до 50-ти процентов, а общая превышала средний показатель по стране  в 4-5 раз. Не без этого... Зато гармония с природой установилась полная .
Так они и жили из столетия в столетие  в полном согласии с природой, никого не трогали, пока не произошли события в некотором роде трагикомические... И, кстати,  помимо прочего, заставляющие лишний раз изумиться тому, какой порой малости достаточно упасть на чашу весов, чтобы судьба кардинально изменились ...

В 1935 году в эти края прибыл врач и писатель Карло Леви, сосланный сюда режимом Муссолини за антифашистские взгляды. Карло Леви провёл здесь 18 месяцев, занимаясь лечебной практикой и пописывая на досуге книгу о реалиях здешней жизни. Книга была издана в 1945 году (после падения режима Муссолини), и жизнь в Матере была представлена в ней в самом ужасающем виде. Писатель буквально вопиил на манер нашего Радищева, описывая картину страшной антисанитарии и нищеты.
Вот как описывала ужасы нашего городка жизнь в Матере сестра Карло Леви, работающая вместе с ним.

"Очень узенькая улица, извивавшаяся, как змея, спускалась по крышам домов, если их можно так назвать. Это были пещеры, вырытые в затвердевшей глинистой поверхности оврага; у некоторых из них было что-то вроде фасада, некоторые, украшенные скромным орнаментом восемнадцатого века, были даже красивы ...
Двери были открыты из-за жары. Проходя мимо,  я видела внутренность пещер; воздух и свет проникают туда только через дверь. У некоторых нет и двери, в них входят сверху по трапам и лесенкам. В этих чёрных дырах с земляными стенами я видела постели, жалкие одеяла, разбросанные лохмотья. На полу лежали собаки, овцы, козы, поросята. Жилище каждой семьи состоит из такой пещеры, и там спят все вместе: мужчины, женщины, дети, животные. И в таких условиях живет двадцать тысяч человек. Детей там пропасть. В этой жаре, среди мух и пыли, они выползали отовсюду, совершенно голые или в лохмотьях. Я никогда не видела такой нищеты ; а между тем я привыкла - такая уж у меня профессия - каждый день видеть десятки бедных, больных, заброшенных детей. Но такого зрелища, как вчера, я даже не могла себе вообразить".

Называлась книга "Христос остановился в Эболи" (в том смысле, что  до этих забытых Богом мест Христос не дошёл ). Публикация книги, а затем и снятый по ней художественный фильм наделали очень многой шума и получили по каким-то непонятным причинам  огромный общественный резонанс. У общественности, что называется, открылись глаза на позорное для развитой страны явление. В Матеру потянулось множество комиссий и чиновников. Надо было что-то делать! И в 1952 году было решено переселить всех жителей (около 20 000) в новое, благоустренное жильё. Однако программа переселения столкулась с неожиданными  трудностями. Жители Матеры не желали переселяться из своих пещерных трущоб в многоэтажные панельки в том же районе \зачёркнуто\. Властям пришлось идти на крайние меры: заливать пещеры бетоном и замуровывать входы. Особо упорные всё равно возвращались. Но специально организованные муниципальные комиссии их вылавливали и снова депортировали . Последних жителей выселяли аж до конца 70-х годов.
     Долгие годы скальный город оставался пустым и разрушался. Тоже как-то нехорошо получалось. И в 1986 г. после бурных дебатов в парламенте было принят закон о восстановлении исторической части Матеры, согласно которому недвижимость в Матере можно было получить у государства в бесплатную аренду под обязательство провести реновацию. Значительная часть "пещерного фонда" осталась в госсобственности. Пещеры отмыли, отремонтировали, провели электричество, водопровод и канализацию. И оказалось, что модернизированные  пещеры со всеми удобствами весьма востребованы в качестве отелей. Бизнес начал разрастаться как снежный ком. В Матере появилось  рестораны, магазины и прочая инфраструктура.

Вскоре и кинематографисты распознали в Матере идеальные природные декорации для фильмов и чуть ли не поселились здесь на постоянной основе.
 Первым крупным кинематографическим проектом, целиком реализованным в Матере, стал фильм Альберто Латтуада "Волчица", вышедший в 1952 году, практически сразу после Большого переселения.
Но по-настоящему большую популярность городу принес шедевр Пазолини "Евангелие от Матфея" (1964). Именно после него Иерусалим времён Христа начал прочно ассоциироваться в массовом сознании со скалистыми пейзажами  и пещерным городом Матеры. В фильме, кстати, снималось много местных жителей (а роль Богоматери сыграла мать самого Пазолини ).



"Евангелие от Матфея"



С тех пор кинокарьера Матеры стремительно развивается.Только в роли Иерусалима Матера уже снялась чуть ли не десятке фильмов (за что даже получила уважительное прозвище "заслуженного Иерусалима мирового кинематографа"). Самый знаменитый фильм этой серии - легендарные "Страсти Христовы" Мела Гибсона , вышедший в 2004 году  и обеспечивший  Матере огромную волну популярности и всплеск туристического интереса.



"Страсти Христовы"

Вообще, со времён Великого переселения в Матере было снято (полностью или частично) около 40 фильмов и сериалов, в том числе и с голливудскими  звёздами первой величины. Роман с кинематографом продолжается и по сей день. Из последних громких кинособытий можно назвать снимающийся в Матере фильм "Без крови" (2024 г.) с Сальмой Хайек в главной роли, в котором Анджелины Джоли дебютировала в качестве режиссёра.
Cамо собой,  кинематографический бум немало способствует  росту турстической привлекательности.
В 90-е годы подтянулось и ЮНЕСКО . Всемирная организация по охране памятников истории и культуры обратила внимание на уникальные пещерные кварталы и необычную водопроводную систему. В 1993 году пещерный город Матеры был признан достоянием всего человечества и взят под охрану ЮНЕСКО как "уникальный пример пещерного поселения, идеально вписанного в ландшафт и экосистему".
А в 2019 году Матера - каких-то  50 лет назад гиблое, нищее место, обреченное на прозябание и вымирание - была избрана культурной столицей Европы.
Сейчас Матера - место очень туристическое . Желающих познакомиться с забористой смесью из прошлой нищеты, древней истории, везения, нынешнего туристического бума и суровой красоты скальных пейзажей приезжает со всех концов света весьма немало .

***
Старая скальная часть Матеры именуется Сасси, от итальянского слова sasso (скала, камень). Она состоит из на трёх районов: Чивиты, самой высокой части Старого города, в которой расположен собор, Сассо-Кавеозо, содержащий большинство пещерных строений Матеры и Сассо-Барисано ( района вытянутого в сторону соседнего Бари, всегда cлужившего ориентиром для этой части Италии), где преобладают палаццо и традиционные каменные дома.
На самой высокой точке Сасси ди Матера возвышается главный собор Матеры - Cattedrale di Matera. Это самая большая и самая важная церковь  Матеры. Собор виден практически отовсюду и является, как принято говорить, безусловной архитектурной доминантой  Старого города.



Фото из сети

Вечером колокольню собора подсвечивают, и она служит хорошим ориентиром в темноте.



*Строительство собора было начато в 1230 г. и завершилось в 1270 г. ( о чём свидетельствует дата на его 52-х метровой колокольне). Изначально собор назывался Санта-Мария-ди-Матера, в 1389 г. он был переименован в Санта-Мария-делла-Бруна в честь почитаемого в городе образа Богородицы, а с 1627 года к его названию было прибавлено еще и имя покровителя Матеры -  святого великомученика Евстафия.*

К слову, гражданская ассоциация  города Матера обязалась платить деньги родителям, которые назовут ребенка в честь небесного покровителя города - святого Эвстафия.Члены ассоциации заявили, что хотят таким образом поблагодарить пары, которые решили увековечить имя святого среди будущих поколений. Однако сумму вознаграждения публично не называют. Это несколько досадно, потому что тут именно тот случай, когда размер имеет значение ))
Площадь Пьяцца Думо, на которой расположен собор, яляется одни из центров городской жизни в Старом городе. Чего на ней только не происходит! Именно здесь стоял и смотрел на Сасси вездесущий старик /зачёркнуто/ признанный знаток Италии Г. Мортон, после чего и накропал своё хлёстское "я увидел под ногами огромную панораму пещерных трущоб, с живописной мерзостью которых в Италии ничего не может сравниться". Правда, с тех пор в Матере многое измелось к лучшему. От мерзости почти удалось избавиться, а живописность вполне себе осталась... И даже очередного Джеймса Бонда здесь тоже снимали.



Джеймс Бонд в Матере.

Внешний вид собора строг и аскетичен. Со времени построения ( то есть с 13-го века), никаких изменений в его внешний облик внесено не было. То ли денег не хватило, то ли руки не дошли.



Фото из сети.

А вот внутри собор очень хорош. Он украсил бы любой европейский город -  что уж говорить о нищем пещерном поселении.
После трёх реконструкцй (1627, 1719 и 1776 гг. ) в его внутреннем убранстве от средневековья почти ничего не осталось. Интерьеры пышны, многоцветны и изысканны. Как ворчал вышеупомянутый Г. Мортон, "внутри, за исключением византийских колонн нефа, все задыхается в барочной лепнине".



Продолжение    https://allisa-lisa.livejournal.com/18413.html?newpost

ИТАЛИЯ

Previous post
Up