Весна пришла на нашу улицу. И раз пригрело солнышко, настало время отправиться на экскурсию: например, в близлежащий монастырь Святых Aрхангела Михаила и Гавриила (Ковиль).
Сербский "Афон", как его любят называть путеводители и православные блоги, расположен в предместьях деревни Ковиль. К воротам монастыря можно доехать на пригородном автобусе № 24, следующем от автобусной станции Нови Сада раз в час. Расписание его движения можно найти на
http://gspns.rs/red-voznje.php Стоимость проезда - 190 RSD за человека в одну сторону. Для детей проезд бесплатный.
Старое предание гласит, что монастырь был основан в 1220 году первым архиепископом Сербским - святым Саввой.
С детства сын самодержца Стефана питал любовь к Богу. В 17 лет, покинув отчий дом, Растко (так звали святителя до пострига) отправился в Пантелеймонов монастырь на Афоне, где готовился принять постриг. Но иной была воля деспота. Узнав о самоуправстве сына, он снарядил дружину, строго наказав ей вернуть Растко домой, даже если для этого придется пойти на греков войной. Да только велико было стремление юноши к Богу. Едва убаюканные монастырским вином воины заснули сладким сном, Растко принял постриг и, направив родителю письмо и свои мирские покровы, убедил и его обратиться в монашество.
Немало славных дел совершила эта пара. Они основали святогорский Хиландарь и написали Типикон, ставший основой для большинства сербских монашеских уставов.
В 1219 году Савва был посвящен Вселенским Патриархом в сан Архиепископа всея Сербии и, взяв с собой толику благодати Святой горы, отправился обустраивать дела Церкви в своем отечестве. Первосвятитель обошел всю землю Сербскую да установил на ней мир. Там, где ступала нога святого, вершились праведные дела и случались чудеса. Морские разбойники, приводившие в ужас путников, становились на путь праведный, внимая молитвам Саввы. Сокровища, веками скрытые в недрах Святой Горы, сами падали в руки архиепископа, дабы быть разданными неимущим. Больные, помазанные его рукой, исцелялись от страшных недугов.
Не забывал чудотворец и о монастырских делах. Он привел в порядок обитель Ватопедскую, вносил ежегодный оброк на содержание Храма Пресвятой Богородицы Евергетиссы в Царьграде и отдавал богатые дары монастырю Филокалии в Солуни, основал новый Спасов монастырь Жичу и Свято-Архангельский монастырь Ковиль.
После смерти мощи святого Саввы Сербского были помещены в монастырь Тырново, затем перемещены в монастырь Милешева, а после сожжены турками на горе Врачар в Белграде. В память о чудотворце на этом месте был сооружен храм святого Саввы - крупнейшее православное святилище в мире.
Малую церковь в Ковиле, построенную святым Саввой там, где по преданию им был исцелен сын венгерского короля, и впервые упомянутую в хрониках 1651 года, четырежды разрушали турки. Теперь на ее месте покоится памятный знак.
До настоящего времени существует новый храм, сооруженный в 1741-1749 гг. и посвященный святым архангелам Михаилу и Гавриилу.
Его иконостас был изготовлен в 1866 году Йованом Кистнером, а 46 икон в стиле барокко написаны Аксентием Мародичем.
Стены обители украшают картины Уроша Предича, Спиридона Боцарича, Рафаила Момчиловича и ценные иконы.
Главной ценностью монастырской ризницы, хранящей древние книги и ткани, является принадлежавший святому Савве пояс из серебра и злата.
Вот уже который век девизом монахов Ковиля является "ora et labora" - работа и молитва.
В 4 утра, когда зазвонит афонское било, обитель пробуждается. В полпятого начинаются полунощница, утреня и Литургия, длящиеся около 3-х часов. В 8.30 наступает пора обеда, затем - послушания. В 17.00 следует вечерня, а потом - ужин, малое повечерие с чтением молитв и лишь затем выделяется свободное время.
4 раза в неделю монашеская братия причащается. Понедельник, среда и воскресенье проходят за строгим постом. Субботний вечер - время для молитвы у владыки Порфирия, настоятеля монастыря. Все жители монастыря попеременно в течение двух недель несут послушание на кухне. Сия участь не обходит даже священника - отца Исихия.
С момента ухода от мирской жизни до пострига проходит более 5 лет. Искушеники (послушники) ходят в темной одежде, но не носят подрясника.
Гостям монахи Ковиля всегда рады. Они угостят вас ракией и, возможно, оставят на ночь (если, конечно, вы не женщина).
Искусство производства ракии, прославившее монастырь, спасло храм от угасания и в наше время.
Используя старые тексты и давние рецепты, монахи переняли опыт лучших специалистов из Нови Сада и Белграда да установили два медных аламбика, оснащенных газовой горелкой и электромешалкой. Ракия из фруктов, собранных в монастырских садах, неторопливо "печется" на слабом огне и помещается в дубовые бочки. Полученную дуньевачу, вильямовку, кайсиевачу и ликер из зеленых грецких орехов слуги Божьи поставляют в рестораны и продают в магазине при храме (деревянная беседка, расположенная справа от монастыря).
Вторым ходовым товаром, создаваемым обитателями Ковиля, являются свечи. Окуная немецкие фитили "Wedo" в растопленный натуральный пчелиный воск, мастера изготовляют шпиндели, тунковане и умакаче. Производственная мощность монастырской фабрики - до 300 кг свечей в день.
О целебных свойствах ковильского меда ходят легенды. Говорят, что смеси из меда,трав, пыльцы и прополиса использовались в лечении страдавшего от гемофилии русского царевича Алексея.
Ковиль славится церковным пением. Следуя византийской традиции, хористы поют антифон вместе с греческими коллегами, попеременно чередуя церковнославянские и греческие стихи.
И тем, кто далек от дел Божьих, не придется скучать. Ковильский монастырь расположен у Природного резервата "Ковильско-петроварадински рит".
Даже ранней весной здесь очень живописно. По заболоченному озеру, окруженному старыми лесами Мордора медленно плывут рыбацкие лодочки. Шумно взмахнув крыльями, на воду грациозно приземляются лебеди. Где-то далеко квакают жабы, и цвиринькают невидимые птицы. Благодать...
А еще можно устроить пикник
Полюбоваться на жирную птичку
Устроить фотоохоту на аиста
И, нагуляв аппетит снова, заглянуть на обед в кафе для местных
А потом, дождавшись автобуса и успев обзавестись легким загаром, снова вернуться к городской суете.