Прогулка по Роткварии: улица Вука Караджича

Mar 29, 2016 15:41

Улица, на которой я живу, названа в честь знаковой, хотя и очень спорной в истории Сербии личности. Отец современного сербского языка, если верить многочисленным исследованиям, был очень своеобразной личностью. Его называли шарлатаном и негодяем, обвиняли в плагиате. Вук Караджич менял супруг как перчатки, и, крича о народолюбии и сербской душе, все же женился на католичке. Изрядную толику своей жизни он провел под подозрением в шпионаже в пользу Российской империи, но, реформируя сербский литературный язык, выкинул из него все русское. Как бы там ни было, Вук Караджич изменил окружающий мир и дальнейшую историю своего края, и хорошо это или плохо - каждый решит для себя сам. А мы, оставив в покое автора сербских "Словарей", выйдем из дома в самом начале одной из сотен увековечивших его имя улиц и отправимся на прогулку.



1. Когда мы только переехали в Нови Сад, этот голубой дом выглядел полнейшей развалиной. Ничто не защищало старые стены, покрытые глубокими трещинами, от стихии: сверху не было даже подобия крыши. К счастью, вскоре особняк выкупила какая-то фирма и, проведя долгий и затратный капитальный ремонт, туда вселилась. За безопасностью соседнего зеленого здания, скрывающего в себя еще одну таинственную организацию без видимого посторонним названия, следит наш сосед снизу.






2. В следующем доме, расположенном на пересечении с улицей Воеводы Бойовича, недавно обосновалась студия вокала под мелодичный названием "Нотица". Удивительно, но поют здесь не только дети, но и их родители (а заодно и бабушки да дедушки).



3. В нестройных рядах разновозрастных и разноростных зданий напротив находятся все, кому не лень: офис детского спортивного лагеря "Выдры", танцевальный зал, магазин и амбулатория фирмы по продаже медицинского оборудования, картинная галерея и ларек продающей всякую всячину "Трафики". Показывать здесь, к сожалению, нечего, а значит, мы движемся дальше.



4. Половину следующего квартала занимает огромный комплекс бывших австро-венгерских казарм, относящихся к тем немногим зданиям, что знавали прежнюю Роткварию. Улица, где они находятся, когда-то даже именовалась Касарской (или, по-нашему, Казарменной). Мало что известно о старой истории средней военной санитарной школы, кроме того, что 15 октября 1941 года на этом месте фашистские оккупанты совершили массовое повешение "лучших сыновей, неустрашимых патриотов свободного Нового Сада и непокоренной Воеводины". По окончании Второй мировой войны казармы использовались в качестве военного объекта югославской армии, а впоследствии и вовсе были оставлены за ненадобностью.



5. В 1991 году Министерство обороны Югославии, дабы решить одну из своих многочисленных проблем, "временно" заселила в пустующие здания 116 семей военнослужащих - офицеров и сержантский состав, вынужденных оставить свои дома в бывших республиках некогда большого государства. Но, как показывает жизнь, нет ничего более постоянного, чем временное.



6. За два с половиной десятка лет государство смогло выделить квартиры лишь малому количеству обитателей своеобразного общежития. Кто-то, заработав денег, смог самостоятельно решить жилищный вопрос, а кто-то, не дождавшись победного конца, и вовсе покинул бренную землю. Оставшиеся 82 семьи вынуждены до сих пор перебиваться во времянках, созданных на месте бывших спален, канцелярий, складов и учебных аудиторий.



7. Журналисты говорят, что характерный запах военных объектов давно сменился ароматами, доносящимися из кухонь. Широкие коридоры, разделенные искусственными перегородками, превратились в столовые, подсобки и коморки для сушки вещей. Некогда огромные служебные помещения стали домом для нескольких поколений "бездомных". А несколько маленьких комнат в конце длинного прохода были объединены в импровизированную детскую площадку.



8. К счастью, государство, несмотря на невозможность решить проблемы с жильем, все же поддерживает своих бывших защитников. Оно не требует от жильцов платы за проживание в общежитии и компенсирует затраты на электроэнергию. Долго ли просуществуют казармы в таком, как сегодня, качестве, известно лишь Богу. Они давно выставлены на продажу, да только покупателей до сих пор нет. К сожалению, и планам городских властей превратить этот комплекс в культурно-туристический центр, пока не суждено сбыться: как водится, мешает бюрократия и отсутствие консенсуса разных государственных структур.



9. А мы, пожелав ситуации с казармами скорейшего разрешения, поворачиваем головы на противоположную сторону улицы. Здесь находится старейшее в Новом Саде добровольное сообщество пожарных, основанное в 1872 году и названное в честь одного из своих учредителей, доктора Лазе Костича. Помимо этого, в здании базируется профессиональная пожарная бригада Нового Сада.



10. Я часто представляю, что на пороге старого, очаровывающего своей старинной красотой дома на пересечении улиц Вука Караджича и Джорджа Марковича Кодера появится согбенная, крючконосая хозяйка. Она потрясет корявой клюкой и, прогнав любопытных посетителей прочь, вновь скроется в глубине своего убежища. А я, улепетывая от страха со всей ног, успею хоть на миг заглянуть вовнутрь.



12. Или, набравшись храбрости, остановлю старушку у входа и узнаю историю столь любимого мной особняка. Ведь, к сожалению, он не внесен в список объектов, находящихся под охраной государства, и не упоминается ни в одной из хроник.



11. Да только кажется, здесь давно никто не живет. Никто не просыпается от громкого воя пожарной сирены и не ругается на снующих по округе зевак. Наглухо закрыты резные окна.



12. Оббились и стерлись узоры.






13. Облезли и покосились некогда крепкие деревянные двери.



14. Порос травой давно не топтанный порог...



15. Дом, проживший не менее сотни лет, медленно и верно умирает.



16. Как, похоже, и многие из его "комший". Часть из этих домов наверняка скоро будет выкуплена за бесценок у хозяев. Вместо старого поместья, требующего неимоверных вложений, им достанется стандартная квартира в возведенной на этом месте новостройке.



17. Впрочем, пока на улице Вука Караджича еще сохранилось немало осколков прошлого. Например, этот старый деревянный люк, что год назад выглядел намного целее.



18. Или эти два древних, вростающих в землю дома. В одном из них расположен не особо процветающий хостел, в другом, похоже, живут обычные люди.






19. В конце улицы, почти на пересечении с Кисачкой - улицей, где родилась и выросла первая жена Альберта Эйнштейна, сербский математик Милева Марич, - активно ведется строительство. Стоимость 1 кв.м. в этом доме наверняка будет средней по району - т.е. не менее 1200 евро. Причем, судя по расположенной рядом рекламе, большая часть квартир здесь уже распродана.



20. В череде разноцветных домов напротив обитают бухгалтера, стоматологи и адвокаты. А через дорогу, на той самой Кисачке, находятся и мои замечательные "книговоджи", которых я всем горячо рекомендую:)



21. Вот и закончилась моя улица. В следующей части, свернув за угол, мы прогуляемся по ее ближайшей соседке - очень нелюбимой горожанами дороге, носящей имя Йована Суботича. А на сегодня, пожалуй, хватит:)



прогулка по Нови Саду

Previous post Next post
Up