Много лет в моем мозгу шебуршилось желание кардинально изменить свою жизнь - уехать в чужие края и обустроиться где-нибудь там, в неведомых далях. Да только для активных действий всегда чего-то не хватало: то желания, то денег. Останавливало наличие собственной квартиры, привычных и дорогих сердцу вещей, родственников, друзей и домашнего животного. Короче, все как в старом анекдоте про навозных жуков: есть такое понятие - Родина.
К счастью или нет, мир не стоит на месте. После Майдана устоявшаяся годами рутина полетела в Тартарары. Доллар рос как на дрожжах, а вслед за ним - и цены. В школе процветал патриотизм. Дети плели жовто-блакытни веночки и писали письма солдатам, а учителя потихоньку вдалбливали на подкорку мозга идеи о том, что нужно убить Януковича и уничтожить Россию. Вместо привычных ежегодных анкет о недопустимости насилия над детьми появились опросники на национальную тему. Неведомые авторы интересовались, чувствуем ли мы свою вину за то, что происходит в Украине, и на что мы готовы ради ее процветания.
Ежедневные звонки родным в многострадальную Горловку создавали разрыв шаблона с новостями, утверждающими - соблюдается перемирие. Улицы Николаева засияли свежепокрашенными биколорными бордюрами, заборами и скамейками, а на биллбордах города, не имеющего средств на ремонт усыпанных ямами дорог, появились огромные плакаты с порицанием Путина.
Последней каплей в котел терпения стала очередная мобилизация. Участились слухи о закрытии границ для военнообязанных, а разом с ними - и рассказы хоть и далеких, но все же знакомых людей о том, что повестки приносят не только служившим. Где-то на горизонте мелькнул, хитро подмигнув глазом, известный всем пушной зверек.
Настала пора перемен. Всего за полторы недели января мы временно пристроили кошку к бабушке, а машину - к свекру, забрали документы из школы и музыкалки, и закрыли ЧП, так и не успевшее обзавестись кассовым аппаратом. Мы забронировали апартаменты для временного проживания в Белграде, договорились с фирмой, оказывающей помощь в иммиграции. Наш путь лежал в Сербию - страну, уже пережившую войну, и постепенно вливающуюся в евросоюзовскую "братию".
"Она еще более нищая, чем Украина. Здесь ни за что не найдешь работы", - удивились знакомые. Но нас Сербия привлекла целым рядом факторов:
1) безвизовостью;
2) схожестью языка с русским и украинским;
3) сравнительно недорогими ценами;
4) хорошим климатом и природой;
5) достаточно простой процедурой получения ВНЖ;
6) перспективой скорого вхождения в ЕС и упрощенным получением шенгена для путешествий.