В "Известиях"
интервью ректора РУДН А.Филиппова, где он высказывает некоторые реформаторские планы по поводу высшего образования, с которыми я не согласен.
Речь идет о введении аналога ЕГЭ для выпускников бакалавриата.
Так вот, хочу заметить, прежде всего, что я поддерживаю ЕГЭ для выпускников школ (над содержанием ЕГЭ надо работать, и форму проведения надо улучшать, но сам принцип - верный, и уже сегодня принесший пользу). Но я резко против распространения этой формы на бакалавров.
Итак, высказывания ректора, которого "Известия" почему-то называет "экспертом":
"- Мы сами учим и сами ставим оценки, - говорит эксперт. - Причем это оценка не только для ученика, но и для учителя. Поэтому в вузах почти нет «двоек» и «троек» на экзаменах, одни «четверки» и «пятерки»".
Это неправда. Причем особый цинизм этой неправде придает то, что именно преподаватели ставят и тройки и двойки, а ректоры (борющиеся за сохранение контингента или по звонку влиятельных родителей) потом "давят" на преподавателей с целью завышения оценок студентам.
"Вариант ЕГЭ по окончании 4-го курса - не единственный. Другое предложение - взять пример с западных коллег. В некоторых странах финальный экзамен по окончании вуза принимают профессиональные ассоциации (медиков, инженеров, учителей и т.д.). Диплом не дает выпускнику права на профессиональную деятельность, пока он не сдаст экзамен в профессиональной ассоциации".
Тут передергивание. В самом деле, профессиональные ассоциации (в США, - в Европе, насколько я понимаю, все равно экзаменует государство) принимают экзамен, дающий право на профессиональную деятельность (лицензию). И я горячо бы поддержал такую форму (это одна из причин моей, увы, вялотекущей борьбы за создание профессиональной ассоциации), - но надо понимать, что она не имеет отношения к обсуждаемой в остальной части статьи проблеме. Там обсуждается форма оценки знаний бакалавра, а у "западных коллег" бакалавриат не дает профессионального образования. Профессию дают профессиональные школы - то есть образование уровня магистратуры.
Что же касается баклавриата - это общее высшее образование, дающее (для гуманитариев) критический взгляд, навыки мышления и т.п. - это невозможно проверить стандартизированным тестом. То есть такой тест может проверить, готов ли выпускник бакалавриата к дальнейшей учебе, но не может определить его профессиональную квалификацию...
Про гуманитарное образование - я в этом уверен. А про техническое - критику написали уже в комментариях в самой статье.