До окончания голосования в Волгограде и Москве меньше пяти минут, и чуть более часа - в Калининграде. Итоги - в процентах - будем обсуждать завтра, а пока одно общее рассуждение.
Накануне декабрьских выборов я
сделал прогноз, который могу считать оправдавшимся. Скопирую его сюда:
Так вот, получается, что на нынешних выборах страна раскалывается - с одной стороны государство, захваченное вот этими, - из "Едра", - как трофей и инструмент, а также лояльные этому "едреному государству". С другой - общество, этому государству-Едру нелояльное. После выборов раскол никуда не денется: общество не просто усомнится в легитимности государства, оно его после таких выборов не признает. Подчеркну: речь уже не будет идти о "политической партии "Единая Россия"", - речь о государстве. Это ситуация скрытой (?) гражданской войны.
"Едра", будем считать, уже больше нет. Нет этой "прослойки", идеологического и административного конструкта, на который можно было списывать фальсификации и административное давление. Мы стоим перед холодным и очевидным фактом: государственная машина работает против народного волеизъявления. То есть, - либо ты "за честные выборы", либо ты "за государство".
Этот раскол очевиден, я думаю, обеим сторонам: голосовавшие за Путина искренне - уверены, что его победа "оправдывает средства", а голосовавшие за него же по принуждению - просто знают, как оно было устроено.
Такая ситуация приводит нас в новое состояние. Прежде всего, я думаю, в страну вернется политика. Причем "настоящая", - уличная и некарьерная политика. "Нелицензированные" Кремлем партии и движения относительно легко соберут массовую поддержку. Из монолитного стана "провластных" депутатов всех уровней начнется дезертирство. На этом фоне труднее будет контролировать СМИ, которые станут огрызаться на "начальство". И через год человек в Кремле будет чувствовать себя запертым в осажденной крепости, - ведь с его именем будут связывать все самое плохое, все неудавшееся. Его будут винить в фальсификациях нынешние сторонники честных выборов. Его будут винить в своем страхе и унижении нынешние фальсификаторы. Это будет плохой год для человека в Кремле. Ему лучше, чтобы он стал для него последним на этом месте.