Российско-американские сюжеты

Jun 25, 2011 23:56

Думаете, почему среди пассажиров "Титаника" (во всяком случае, в киноверсии) не было эмигрантов из России, несмотря на то, что именно в тот период ежегодная эмиграция из империи доходила до сотен тысяч человек? Просто в это время параллельным курсом уже ходили прямые рейсы из Российской империи.


До конца позапрошлого века путешествие из Российской империи в Америку требовало поездки по Европе и пересадки в одном из европейских портов. Однако масштабы эмиграции за океан становились все больше, и на рубеже XX века Россия и США были связаны прямой линией пароходного сообщения.

Эмигранты и путешественники могли теперь сесть на судно в порту Лиепаи и доплыть до Нью-Йорка.

Владельцем маршрута было Русское Восточно-Азиатское общество (1899-1918), основанное в Санкт-Петербурге как первое дочернее предприятие образованной за два года до этого датской Восточно-Азиатской компании. Общество владело целой флотилией современных пароходов, которые регулярно курсировали на пассажирских линиях, возили грузы и морскую почту.

В 1900 году Русское Восточно-Азиатское общество открыло регулярное пассажирское сообщение на трансатлантической «Русско-американской линии» (англ. «Russian-American Line»). Линию обслуживали пароходы: «Эстония» (1889), «Митава» (до 1908 года - «Бирма») (1894), «Двинск» (1897), «Россия» (1908), «Курск» (1910), «Царь» (1912) и «Царица»(1917) и другие.

Русско-американская линия обслуживала маршруты:
  • 1906-1915 Либава - Роттердам - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген и Галифакс)
  • 1912-1914 Либава - Роттердам - Галифакс - Нью-Йорк (иногда с заходом в Копенгаген)
  • 1914-1917 С началом войны Балтика оказалась слишком опасной, и начальный пункт на российской территории был перенесен: Архангельск (лето) или Мурманск (зима) - Хаммерфест - Нью-Йорк



О положении эмигрантов, планировавших отправиться из Либавы в Америку можно получить информацию из рапорта начальника III отделения Департамента общих дел МВД А. С. Путилова о его инспекционной поездке в 1911 году по Северо-Западному краю.

Либава

По прибытии в Либаву эмигранты встречаются на вокзале служащими разных пароходных контор. Несмотря на то, что ст. Либава конечный пункт, и поезд дальше не идет, эмигранты страшно суетятся и спешат беспорядочно выбрасывать из вагонов вещи, создают большой шум и беспорядок. Прежде эмигрантов толпою окружали хозяева эмигрантских квартир, которые старались чуть не насильно увести возможно больше эмигрантов. Теперь квартирохозяевам воспрещено посещать вокзал, и на платформе во время прибытия поездов могут находиться только служащие пароходных контор и Либавского Комитета Еврейского Колонизационного Общества, которые дают эмигрантам разъяснения и отправляют их на квартиры…

Либавские пароходные общества не имели собственных эмигрантских домов. До конца 1909 года в Либаве существовал такой порядок, что эмигранты сами устраивались на частных эмигрантских квартирах, владельцы которых преследовали одну цель: возможно больше заработать на своей квартире и, следовательно, возможно больше поместить в ней эмигрантов. Об удобствах, конечно, говорить не приходилось. Эмигранты жили  в грязи и тесноте и нередко здесь заболевали.



Эмигрантские дома до сих пор можно найти в Лиепае (бывшей Либаве)

20 сентября 1909 года вступили в силу изданные в 1907 году обязательные постановления Курляндского Губернатора, согласно которым наблюдение за содержанием эмигрантских квартир поручено полиции. При этом было установлено следующее: 1) в том доме, где живут эмигранты, не могут жить местные жители, неэмигранты; 2) эмигрантские квартиры должны быть устроены по коридорной системе, то есть, чтобы двери всех комнат выходили в общий коридор; 3) наблюдение за санитарным состоянием квартир поручается городскому санитарному врачу и полиции; 4) в комнатах может допускаться только такое количество эмигрантов, какое установлено городскою санитарною комиссиею, причем на одного взрослого полагается 1,5 куб. сажени. После вступления в законную силу этих обязательных постановлений, большая часть эмигрантских квартир закрылась, а оставшиеся несколько квартир приспособились к требованиям обязательных постановлений.

В настоящее время в Либаве существует около десяти эмигрантских квартир, в которых может поместиться 600‑700 эмигрантов, и две эмигрантские квартиры на 400 эмигрантов, содержимые Восточно-Азиатским пароходным обществом. Что касается первых, то большей частью это особняки и состоят из небольших комнат, в которых находится по пять‑восемь кроватей. Кровати деревянные и довольно узкие; тюфяки наполнены соломой и покрыты не всегда чистыми простынями.

Вообще комнаты содержатся довольно грязно; при этом нельзя не указать, что значительную долю вины несут сами эмигранты, не заботящиеся обыкновенно о самой простой чистоте и опрятности вокруг себя. Ввиду этого в комнатах с полным комплектом эмигрантов, который очень часто больше установленного администрацией комплекта, стоит тяжелый и спертый воздух. В видах экономии хозяева квартир сгоняют всю массу эмигрантов в одну-две комнаты, остальные же держат свободными, но запертыми.

Либавский Полицмейстер имеет постоянный надзор за эмигрантскими квартирами, часто лично их посещает, и многие квартиры за отступление от правил закрываются. Обычная плата за проживание в этих частных эмигрантских квартирах - 25 коп. в сутки с взрослого эмигранта и половина этой платы с детей, которых помещают по двое в одну кровать. Эмигрантские квартиры, в которых помещаются эмигранты, едущие через посредство Карлсберг-Спиро, взимают по 30 коп. с взрослого и 15 коп. с детей.

Гораздо лучше устроены квартиры Русского Восточно-Азиатского Пароходства, помещающиеся одна на Александровской № 29 (57 комнат на 172 чел.), а другая  на Павильонной улице № 42 (18 комнат на 85 чел.). Здесь комнаты содержатся очень чисто, полы выкрашены, освещение электрическое, кровати железные, одеяла, подушки и матрацы чисты и опрятны, причем в комнатах ни в коем случае не допускается большее количество эмигрантов, чем это определено администрацией.



К сожалению, Русское Восточно-Азиатское Пароходство имеет только две такие квартиры и, следовательно, большую часть своих эмигрантов вынуждено помещать в частных эмигрантских квартирах. Пароходные конторы, занимающиеся пересадочной перевозкой (через Англию) своих квартир не имеют. За пятидневное пребывание в эмигрантских квартирах платит обыкновенно пароходное общество, у которого эмигранты покупают шифскарту. Эмигранты, получающие припэды (шифскарты, купленные в Америке) для проезда на пароходах Русского Восточно-Азиатского Пароходства, пользуются также даровой квартирой в течение пяти дней. Владельцы припэдов для проезда на пароходах с пересадкой в Англии за пребывание в эмигрантских квартирах должны сами платить.

Важное значение имеет для либавских эмигрантов то обстоятельство, что в эмигрантских квартирах эмигранты не могут получать дешевого стола и горячей пищи. Особенно тяжело от этого приходится женщинам, которые приезжают с детьми и вынуждены оставаться в Либаве неделю или больше. В Либаве имеется дешевая столовая при еврейском обществе пособия бедным и здесь эмигранты могут получить обед из двух блюд за 12 коп.

Эмигранты, отправлявшиеся на пароходе “Курск”, были преимущественно из западных губерний и ехали на заработки; число евреев весьма незначительно (на пароходе ожидалось 845 человек эмигрантов, из них евреев около 40 человек), главным образом, женщины с детьми и старики. В настоящее время в Либаве действуют Русское Восточно-Азиатское общество, поддерживающее прямое сообщение с Нью-Йорком, и контора Карлсберг-Спиро, отправляющая эмигрантов в Англию на небольших товаро-пассажирских пароходах, откуда на английских пароходах доставляют к месту назначения.

Осмотренный пароход “Курск”, кроме помещений первого и второго классов, рассчитан на 1700 человек эмигрантов, причем устроены отделения для семейных и для одиноких мужчин и женщин. Эти отделения представляют собой большие светлые помещения над водой, с железными кроватями-нарами в два этажа с матрацами, подушкой, простыней и одеялом. Ночью горит электричество, имеются особые столовые, служащие также залой для развлечений. “Курск” до Нью-Йорка идет 14 дней, капитан и главные служащие - датчане; порядок и чистота - образцовые, хотя пароход только за три дня пришел из Нью-Йорка.

С целью облегчить условия эмиграции через Либаву, здесь открыто отделение канцелярии Курляндского Губернатора, в котором заграничные паспорта выдаются в день подачи необходимых документов. Паспортные книжки, заранее подписанные Губернатором, присылаются заведывающему отделением и им заполняются и выдаются под расписку. Получение заграничного паспорта в Либаве обходится на 2 рубля дороже, чем в других местах (канцелярский сбор).

От эмигрантов пришлось слышать, что получение паспорта на местах через агентов комиссионерских контор обходится до 25 рублей. За 1910 год выдано 16967 заграничных паспортов и с 1 января по 18 июня 1911 года 8304 паспорта. Установить число паспортов, выданных евреям, не представилось возможным, так как в книгах отметки об исповедании не делается. Случаев выезда по выходным свидетельствам Еврейского Колонизационного Общества за последние два года не было.



В Либаве эмигранты Русского Восточно-Азиатского общества осматриваются врачом пароходства в день покупки шифскарты. Пароход сопровождают доктор, два фельдшера и сестра милосердия. Пароходы Восточно-Азиатского общества отходят от самой отдаленной части порта, называемой Сахалин. Багаж и эмигранты доставляются обществом из квартир на пароход бесплатно. Прежде чем быть допущенными на пароход, эмигранты помещаются в эмигрантский вокзал, откуда они выходят поодиночке, иногда вновь осматриваются врачом, получают от служащего пароходства свои бумаги, предъявляют свой паспорт жандармскому офицеру для наложения штемпеля о выезде и тогда проходят на пароход, откуда их уже не выпускают.

За последнее время в Америке всячески стесняют впуск эмигрантов, и тех, которые не будут допущены к водворению, пароходное общество бесплатно доставляет обратно в Либаву. Положение этих лиц безвыходно, так как они затратили все свои средства на переезд и, вернувшись, не имеют денег не только для проезда на родину, но даже для пропитания. В целях облегчения их положения и.д. Либавского Полицмейстера, подполковник Подушкин, устроил в марте 1910 года кассу взаимопомощи эмигрантов. Каждый отправляющийся эмигрант делает добровольный взнос в кассу, из которой не принятым эмигрантам выдается на проезд на родину до 100 руб… Дальнейшая деятельность этой кассы весьма желательна, но устав ее до сего времени не утвержден Министерством.

Во главе Либавского комитета Еврейского Колонизационного Общества стоит доктор Каценельсон, бывший член Второй Государственной Думы, по отзыву Полицмейстера, убежденный сионист и в политическом отношении лицо неблагонадежное. Деятельность комитета нельзя признать распространяющею выселение евреев из России, так как всякие сведения и разъяснения даются лицам, уже приехавшим в Либаву и могущим получить еще более полные в пароходных конторах при покупке шифскарт, и служащие комитета, по мнению местной администрации, сами состоят агентами различных контор.

На столе в комитете была обнаружена кружка для сбора пожертвований, по-видимому, на сионистские организации; от объяснения ее назначения доктор Каценельсон уклонился. Кружка, по распоряжению Полицмейстера, была опечатана. В 1910 году в Либавский Комитет обратились 2591 эмигрантов. Помощь Комитета выражалась, главным образом, в улаживании различных недоразумений с пароходными конторами, с агентами, при получении заграничных паспортов, в удешевлении проезда, передаче денег, присылаемых выехавшими евреями своим родственникам и, главное, в оказании медицинской помощи. По сведениям Комитета за минувший год через Либаву прошло 18815 эмигрантов-евреев. Число возвратившихся не известно.
Пароходы компании:


Пароход "Россия"


Снова он. Компания рекламировала свои пароходы на почтовых открытках


Он же, фотография



Моряк (?) с парохода "Россия"


Вот так, кстати, работали корабельные кочегары. Ну, вы же смотрели "Титаник"?


Пароход "Курск" у причала в Либаве


Пароход "Курск"


Пароход "Саратов"


Пароход "Одесса"


Пароход "Царь"


Пароход "Царь" и его команда
Причем работать на Русско-американской линии было престижно (или высокооплачиваемо): линия даже заготовила стандартный листок с отказом желающим получить там работу:




Еще пароход "Царь"


И еще он же. Правда, это фото сделано уже после 1917 года, когда бывший океанский лайнер Русско-американской линии перевозил британских солдат (в левом нижнем углу можно прочесть HMB (His Majesty Boat) Czar)


Пароход "Царица"


Расписание 1914 года


Жетон Русско-американской линии




Календарь на 1917 год Русско-американской линии


Реклама на немецком


И еще реклама на немецком


А вот это уже действия конкурентов!
 После русской революции судьбы этих пароходов сложились по-разному. "Россия", "Царь" и "Царица" перешли под управление компании "Кюнард" (старейшей пароходной компании трансатлантических перевозок) и были в 1921 году переданы ею новой "Балтийско-американской компании". "Россия" стала "Латвией", "Царь" был переименован в "Эстонию", а "Царица" - в "Литву" (в 1930 году она стала "Костюшко"). "Курск" прошел тот же путь и стал "Полонией".

"Двинск" также перешел к Кюнарду и в 1918 году был потоплен у Бермудских островов немецкой подводной лодкой.

Источники: 1, 234, 56

российско-американские отношения, Русско-американская компания, субботнее, Российско-американские отношения

Previous post Next post
Up