Российско-американские сюжеты

Jun 18, 2011 23:31

Поскольку цейтнот продолжается, сегодняшняя запись будет в основном "копипастой" известной истории. Моих изысканий тут мало. Но, думаю, для коллекции российско-американских сюжетов судьба "Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры" представляет логичное добавление.

К концу 1850-х годов в России утвердилось представление о Североамериканских Соединенных Штатах как о "рассаднике промышленности", а слово "американский" в названии предприятия или продукции означало нечто подобное знаку качества. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что приехавший в Россию в 1859 году коммерсант из Гамбурга Фердинанд Краузкопф, решивший создать в Санкт-Петербурге резиновое производство, дал ему название "Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры" (ТРАРМ). Другим объяснением служит то, что в Гамбурге Краузкопф занимался продажей как раз американских галош, и что главным преимуществом немецкого коммерсанта было знакомство с американским методом производства резиновых изделий, который он и внедрил в России.


Фердинанд КраузкопфИмея опыт представителя американской галошной фирмы, он быстро понял, что продажа изделий из резины в России сулит огромные прибыли. И дело было не только в знаменитых галошах. Бурно развивающая российская промышленность остро нуждалась в наносных рукавах, шкивных ремнях и трубах, в транспортерной и конвейерной ленте, а рынок потребителей галош представлялся и вовсе безграничным.

Краузкопф (и, по некоторым данным, его компаньон Линдерс Смит - вот он-то вполне мог быть американцем!), найдя компаньонов среди российских купцов, в 1859 году основал "Товарищество Российско-Американской мануфактуры" и открыл первую резиновую фабрику в России. На то время предприятие было оборудовано самым современным импортным оборудованием.  Технологический процесс был перенесен из Америки. «Заграничными» были и первые кадры. Мастера из Германии, клейщицы галош из Англии, которые должны были обучать российских рабочих. Секрет создания резины тщательно охранялся компанией Российско-Американской мануфактуры. Каждый поступавший на работу техник или инженер подписывал «клятву верности»: никого, кроме правления товарищества, не посвящать в то, что происходит на заводе, а также не открывать способа приготовления изделий. От рабочих эти технические секреты также скрывались.

Не дожидаясь утверждения устава Товарищества (устав был утвержден 11 марта 1860 года), учредители начали строить на арендованном участке (Обводный канал, 134) фабричное здание, спроектированное «резиновым техником» Робертом Стори, а к зиме уже был подведен под крышу первый двухэтажный корпус нового предприятия. В здании обанкротившейся шляпной фабрики Циммермана установили привезенные из Шотландии каландры и печь для вулканизации.

Первая продукция была выпущена в 1860 году. В августе 1860 года первые изделия нового предприятия поступили в продажу. Уже в октябре выпускалось до 1000 пар галош в день. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу и, конечно, обеспечивала галошами всю Россию. От иностранной конкуренции русские галоши ограждала очень выгодная таможенная политика: низкие пошлины на ввоз сырья каучука, высокие пошлины на ввоз "неродной" продукции и льготы на вывоз российской. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу, а в России нити ее сбыта протянулись до Владивостока.



В конце 1862 года резиновая мануфактура Краузкопфа и КО «проглатывает» единственного конкурента - соседнюю фабрику Кирштейна «Гумми и гуттаперча», и покупает все оборудование фабрики. Кирштейн вступает пайщиком в товарищество. Почти 30 лет "Треугольник" сохранял монополию на производство галош в России.

В последующие годы Товарищество продолжает скупать земли вдоль канала. Усадьба Строганова постепенно уступала свою территорию заводским строениям. Это был период, когда заводы и фабрики наступали на загородные усадьбы XVIII века и кольцом окружали парадный Петербург.


Вид Российско-американской резиновой мануфактуры. Хромолитография. 1892

В XX веке фабрика разрослась до гигантских размеров - ее корпуса тянулись по Обводному каналу на две с половиной трамвайные остановки, то есть на километр. В 1900 году "Треугольник" выплачивал своим пайщикам по 40% дивидендов. Это было нечто неслыханное (путиловские акции давали тогда 7-8% дохода, Нобель получал со своих предприятий 25% дохода).



Склад галош на 50 тыс. ящиков (250 тыс. пар), производственные здания и школа



Отгрузка продукции со склада


Заводская школа и дом с квартирами для рабочих
 Хозяйство предприятия было обширным. Здесь находились свои конюшни, гужевой транспорт для перевозки продукции. Ассортимент и количество резиновых изделий значительно возросли. Вокруг производственных корпусов, на соседних улицах находились дома для рабочих, школа, ясли, клуб. Труд на фабрике был вредным, низкооплачиваемым. В основном работали женщины. Их называли «калошницами». С другой стороны, фабрика имела для своих рабочих даже кегельбан, библиотеку, бильярдную и лечебные кабинеты.

Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши, или «чехлы для обуви», составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Потом появились зимние галоши на красивой байковой теплой подкладке красного цвета - они были мягче, теплее, не повреждали кожаную обувь. (Даже загадка существовала об этих галошах - "Сверху черно, внутри красно, как засунешь - так прекрасно")

С 1908 года «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) закрепило за собой название «Треугольник», соответствующее торговому знаку. В одной из бумаг, направленных в Министерство финансов, так объяснялся выбор торгового знака: «В знаке фирмы треугольник - главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю».


Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала - для форсу. Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Зажиточные крестьяне тянулись вслед за горожанами. Граф Н.Е. Комаровский в своих записках отмечал, что для русского крестьянина надетые на сапоги галоши "чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера".


В 1910 году предприятие имело в Константинополе и Бухаресте свои представительства, через которые поставляло галоши в большинство европейских стран.


ТРАРМ получал премии и золотые медали за свою продукцию и был удостоен звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". За первые 50 лет существования мануфактура изготовила 282 миллиона пар галош и стала одним из крупнейших "резиновых" производителей мира.


Общий вид и производственные цеха Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры.
Из буклета, изданного в 1910 г.
Кроме галош, фабрика выпускала продукцию для тяжелой промышленности, а также непромокаемую одежду (плащи "макинтош"), резиновые подушки и матрацы.






В разгар Первой мировой войны "Треугольник" стал основным поставщиком резины для автотранспорта, авиации.





Цеха фабрики
За свою продукцию компания "ТРАРМ" получала множество премий и золотых медалей на российских и международных выставках и была удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского величества".




В 1918 году советское правительство национализировало "Треугольник", и предприятие стало называться "Государственный завод резиновой промышленности №1 Треугольник", но из-за разрухи, нехватки топлива и тепла жизнь на "Треугольнике", как и на других предприятиях города, замерла.


В мае 1918 года появился "классовый паек" - нормы распределения продовольствия и одежды в зависимости от социального положения. Классовый подход применялся и в распределении галош: для трудящихся они составляли натуральную часть заработной платы. Нетрудящимся не полагалось ничего.
  "В середине апреля Северная областная Продовольственная управа получила для распределения в области 75 тыс. пар галош и 15 тыс. пар обуви... Ввиду необходимости создания резервного фонда к распределению было предназначено всего 2/3 общего количества полученных товаров. Таким образом разверстано 50 тыс. пар галош и 10 тыс. пар обуви" ("Петроградская правда" от 26 мая 1918 года).

Это были еще дореволюционные галоши - те, что оставались на складах, так как заводы в это время стояли. Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда "Треугольник", а следом за ним и московский "Большевик" возобновили работу.. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно.
  В день пятилетнего юбилея Октября фабрика "Треугольник"" стала «Красным треугольником».


Производство резиновой обуви на заводе "Красный треугольник"





Сегодня она переживает не лучшие временаТак, предприятие, в котором американской изначально была только технология, на протяжении более полувека самим названием рекламировала "американское качество" и "американский" стиль жизни.

Источники: 1, 2, 3, 45

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, ТРАРМ

Previous post Next post
Up