Мысли по поводу... одна из

May 31, 2011 23:25

Про " сольник" Шевчука рассказывать не буду; у меня все равно не получится.
Может быть, только несколько мыслей по касательной, вызванных разными моментами...

Ну вот например; была песня о войне. Видимо, о чеченской. В стилистике военных песен Высоцкого (ну, у меня такая ассоциация сразу возникла). И акценты похожие. Но с одним отличием: на войне ( Read more... )

война, патриотизм, Шевчук, история

Leave a comment

Comments 9

tvoron May 31 2011, 19:41:21 UTC
За последние три года начиталась до "не могу" школьных текстов про войну. Имхо, нарратив Великой Отечественной не просто "уходит в область "реконструкции" и мифологии". На его месте вполне себе жива и развивается линия Второй мировой, в которой оболваненный народ зачем-то защищал предательскую страну. Вполне естественное движение. Толстой тоже сначала делил войны на справедливые и несправедливые, а потом к пацифизму пришел.
Один ученичок недавно в тексте про собак, бежавших с гранатами под танки, увидел проблему жестокого отношения к животным. И не потому что он глуп.

Reply

alliruk May 31 2011, 19:45:55 UTC
Очень интересное наблюдение. Из того, что я написал, выходит, что сегодняшний опыт уже проецируется (в детской - и не только детской голове) на Великую Отечественную.

А про собак - прямо дословно волгоградские новости: у нас на днях поставили памятник собаке-подрывнику (вот тем самым собакам, которых учили бежать с гранатами под танки). Первая реакция у многих именно такая - жестокое отношение к животным...

Reply

tvoron May 31 2011, 19:55:58 UTC
Вот-вот. Я именно об этом. Причем у детей такая позиция очень забавно коррелируется с желанием "быть правильным" и "соответствовать требованиям".
В формализованных эссе по русскому детям настойчиво рекомендуют согласиться с автором. Тексты в основном 60-х - 80-х годов - от прекраснодушно-разъяснительных до клеймящих позором, от Солоухина до Лихачева с Граниным + полудокументальные тексты о войне + обрывки классики. Когда читаю, такое ощущение, что в свои школьные годы попала. Но мы-то считывали контекст на раз - а сейчас школьники, желая приспособиться, таакое несут, что всех авторов, прочитай они это, удар бы хватил.
В сущности, детишки услужают двум господам-антиподам.

Reply

golikov_ds June 2 2011, 11:13:05 UTC
Лучший способ предсказать будущее, это придумать его)

Reply


apetrov1959 May 31 2011, 19:59:34 UTC
Но ведь есть "Три товарища" в такой же ситуации.

Reply

alliruk May 31 2011, 20:04:19 UTC
Да. Ремарк и еще Хемингуэй. Нарратив Первой мировой был именно таким в значительной степени. Нарратив Второй мировой - другой.

Reply


добавлю eksk June 1 2011, 02:39:49 UTC
По поводу творчества афганской войны. Сама в свое время увлекалась и, не претендуя на социологические обобщения, не могу не заметить, что в нем, мотив "предавшей страны" появился уже в поздний период, т.е. песни, которые писались/исполнялись непосредственно в Афганистане и песни, которые вернувшиеся солдаты и офицеры писали, рефлексируя свой опыт, имеют разную тональность.
А вот что касается творчества чеченской войны, то оно сразу "схлопнулось" в рефлексию с противопоставлением "здесь, в Чечне" и "там, в остальной России".

Reply


(The comment has been removed)

alliruk June 2 2011, 17:46:43 UTC
Ну так Вы о том же, только взгляд с другой точки.

Даже если сделать поправку на то, что до 1960-х "культа войны" и особого отношения к ветеранам не было, в целом фронтовиков уважали, а то, что война была благородной, никто не сомневался. Поэтому тогда в принципе можно было говорить о патриотизме всерьез и искренне, ориентируясь на защиту Родины от фашистов, что было еще живым переживанием родителей.

Сегодня живым переживанием войны являются скорее Афган и Чечня, про которые непонятно, благородные ли, и при чем там патриотизм. Возникает разрыв между личным подвигом и общественной (и государственной) оценкой целей и средств этих конфликтов. Как тут воспитаешь патриотизм? Набившее оскомину "военно-патриотическое воспитание" имело референтной точкой конкретную войну. С другими войнами оно не "рифмуется".

Reply


Leave a comment

Up