Российско-американские сюжеты

Nov 27, 2010 19:24

Наверное, многие знают, что Голливуд создавали выходцы из Российской империи.

"Уорнер бразерс" основана четырьмя братьями Уорнер: Гарри Уорнером (Гирш Вонсколасер) (1881-1958), Альбертом Уорнером (Аарон Вонсколасер) (1883-1967), Сэмом Уорнером (Шмуль Вонсколасер) (1887-1927) и Джеком Уорнером (Ицхак Вонсколасер) (1892-1978 - единственный из братьев, родившийся уже не в России), родители которых эмигрировали из Российской империи (с территории нынешней Польши) в США (через Англию и Канаду).


Братья Уорнер
Компанию "Метро-Голдвин-Майер" (MGM) основали Луис Майер (в родном Минске его звали Илизаром или Лазарем Меиром) и Сэмюэл Голдвин (варшавянин Шмуэль Гельбфиш покинул пределы Российской империи в 90-е годы XIX века в возрасте 11 лет).


Сэм Голдвин



Луис Майер
 Зятем Майера в 1930 году стал не менее прославленный Дэвид Селзник, который сам был сыном одного из первых голливудских продюсеров - Льюиса Селзника (киевлянина Левиса Железника) и братом Майрона (Мирона) Селзника, зачинателя службы актерских агентств.

Наконец, основатель третьего "кита" Голливуда, компании "20-й век Фокс" Джозеф Шенк и его младший брат Николас (ставший позднее руководителем MGM) (Иосиф и Николай Шейнкер) родились, соответственно, в 1878 и 1892 году в Рыбинске в семье еврея Хаима (Михаила) - приказчика в конторе волжского пароходства. Иосиф с родными, включая младшего брата Николая, эмигрировали в Нью-Йорк в 1893 году.


Николас Шенк



Джозеф Шенк
Среди голливудских режиссеров были не только упомянутый Селзник (снявший, среди прочего, "Кинг-Конга" и "Унесенных ветром") и бывший студент юридического факультета Московского университета Рубен Мамулян (самый первый "Знак Зорро" и "Доктор Джекилл и мистер Хайд"), но одно время и приезжавший "на стажировку" Сергей Эйзенштейн.

О многих из них можно прочитать в интересном жжурнале "Мостик между Россией и Америкой".

Я же здесь напишу о русских артистах, номинировавшихся и получавших "Оскара".

На первой же церемонии вручения награды за лучшую роль второго плана (1936 г.) среди номинантов были сразу два актёра российского происхождения: Мария Успенская и Миша Ауэр.

Миша Ауэр родился в Санкт-Петербурге в 1905 году. Внук выдающегося скрипача и дирижера Леопольда Ауэра взял фамилию деда в 1920 году (о его отце слухи ходили смутные, а муж матери Унковский, чью фамилию он носил до этого, отцом ему не приходился). После революции семья оказалась в Константинополе, где мать умерла от тифа, оставив тринадцатилетнего мальчика сиротой. Однако судьба на его стороне - после периода бродяжничества Миша встречает (в Италии!) одну из учениц Леопольда Ауэра, которая помогает ему установить связь с уехавшим в Америку дедом.


Леопольд АуэрПеребравшись в США, Миша получает образование (дед намекнул внуку, что музыканта из него не выйдет), и уже в 1925 году играет свою первую роль на Бродвее. В 1928 году Ауэр дебютировал в фильме "Что-нибудь да случается" и с того времени часто снимается (в комедийном амплуа) - до 15 фильмов в год! Всего за свою карьеру Миша Ауэр сыграл более, чем в 170 фильмах.


Миша Ауэр в роли князя Никиты.
Кадр из криминальной драмы "И тогда не осталось никого". 1945.
В 1936 году его выдвигали на "Оскар" в номинации "лучшая роль второго плана" за фильм "Мой слуга Годфри".


Миша Ауэр и Уна Меркель в фильма "Дестри снова в седле". 1939 год.


Кадр из фильма "Весенний вальс" с Мишей Ауэром и Диной Дурбин. 1940 год
На средства Миши Ауэра по сей день содержится русская церковь в Голливуде.

В том же 1936 году на премию Киноакадемии выдвигалась Мария Успенская (1876-1949).

Мария Успенская родилась в 1876 (по другим данным в 1887 году) в Туле в семье адвоката. Училась вокальному мастерству в Варшавской консерватории, а актерскому мастерству в школе Адашева в Москве. Работала в провинциальных театрах России. С 1916 года начала сниматься в немом кино ("Ничтожные" 1916 г. и "Цветы запоздалые" 1917 г.). В 1911-1922 годы - актриса МХТ, работала под художественным руководством Станиславского. Исполнила более 100 ролей на театральной сцене. Отличалась невероятным талантом и неординарной внешностью.


Мария Успенская
В революционные годы Успенская пережила много лишений, включая голод и тиф. Долгое время ухаживала за неизлечимо больной сестрой, от которой скрывала отречение государя от престола и саму революцию, думая, что эти новости убьют сестру.

Во время американских гастролей МХТ в 1922 году осталась в США и решила обосноваться в Нью-Йорке, где в 1929 году основала школу драматического искусства - "Американский лабораторный театр". Стала первым пропагандистом метода Станиславского в США. Играла на Бродвее. В 1932 году открыла в Нью-Йорке "Школу драматического искусства Марии Успенской", ставшую легендарной.


Успенская в фильме "Человек-волк"
Среди лучших работ в Голливуде - старая цыганка Малева в фильме ужасов "Человек-волк", Ольга Кирова в американском римейке знаменитого фильма "Моста Ватерлоо" (1941). Мария Успенская трижды номинировалась на премию "Оскар" - за роль баронессы фон Оберсдорф в фильме "Додсворт" (1936), роль сумасшедшей графини, тетки Марии Валевской, в картине "Покорение" (1937) и в мелодраме "Любовная история" (бабушка Жану, 1939).


Успенская была частым гостем на светских раутах и голливудских коктейлях, носила закрытые платья с камеями, меховые горжетки, много курила. В романе Трумена Капоте героиня Хали Галайтли скажет: "По-настоящему бриллианты выглядят только на старухах. Вроде Марии Успенской". За Успенской закрепилось амплуа "гламурной голливудской старухи".


Успенская в фильме "Любовная история"
Успенская умерла в 1949 году от инсульта после серьезных ожогов, полученных во время пожара в своем доме, где она уснула с сигаретой в руке.

Два года спустя после Миши Ауэра и Марии Успенской на «Оскар» за лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс, которая до 1927 года жила в СССР.

Милица Корьюс (1909 - 1980) - певица и актриса, исполнительница роли Карлы Доннер в музыкальном фильме «Большой вальс» (1938). За эту работу она была номинирована на премию «Оскар».


Милица Корьюс
Милица Корьюс родилась в Варшаве, в семье офицера кадетского корпуса Артура Корьюса из Эстляндии. Мать, дворянка Анна Гинтовт, потомок древнего литовского рода Гинтовтов-Дзевалтовских. В Первую мировую войну корпус перевели в Москву, где Мила (православное имя актрисы) поступила в Елизаветинскую гимназию. После развода родителей, в 1918 г. переехала с матерью и сестрами в Киев, где училась в музыкальной школе, пела в церковном хоре. С 1927 г. - солистка украинской капеллы «Думка», много гастролировала по СССР.

В 1928 г. переехала в Эстонию к отцу, который занимал высокий пост в эстонской армии. Будущая звезда обучалась вокалу у талантливых русских музыкантов и педагогов В.А. Маламы и С.И. Мамонтова, эмигрировавших из Советской России. Милица Корьюс вышла замуж за немецкого врача Куно Фолша и поселилась с ним в Германии, у них родилась дочь и два сына. Актриса с успехом дебютировала в Магдебургской, а затем и Берлинской опере, в последней она выступала до 1937 г., (получив прозвище «соловей берлинский»). Там её заметил продюсер Ирвинг Тальберг и пригласил в Голливуд.

Кинодебют Милицы Корьюс состоялся в культовом фильме «Большой вальс», в котором она сыграла роль примадонны Венской оперы Карлы Доннер. Фильм вышел на экраны в 1938 г. и имел оглушительный мировой успех.

image Click to view


Можно посмотреть и послушать, как она поет в этом фильме

Певица на время оставила оперную сцену и снялась ещё в ряде кинолент: «Пражский студент», «Рыцарь империи», «Венера в шелках», однако пиком её кинокарьеры так и оставалась Карла Доннер. Милица Корьюс вернулась в оперу и долгое время была ведущей солисткой Метрополитен-опера. Она много гастролировала, во время поездки по Мексике в 1940 г. попала в катастрофу и сломала ногу, что чуть было не закончилось ампутацией. По этой причине была вынуждена рано завершить сценическую карьеру.

Дочь актрисы - Мелисса Фолш Уэллс, заместитель генсека ООН 1993-1994, была послом США в Эстонии в 1998-2001 годах, послом США в Заире и других странах.

Мать и сестра Милицы Корьюс погибли в блокадном Ленинграде.

В 1945 г. на премию "Оскар" претендовал Михаил Чехов.

Родной племянник Антона Павловича Чехова, сын его старшего брата, родился в Петербурге в 1891 году. В 1907 году Михаил поступил в театральную школу, а через пять лет был принят в МХТ. Практически сразу же он решает попробовать свои силы в кино, снимается в роли Михаила Романова в фильме "Трехсотлетие царствования дома Романовых" (1913 год).

В 1914 году Михаил Чехов тайно обвенчался с племянницей супруги А.П.Чехова Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой Ольгой Книппер, впоследствии ставшей известнейшей артисткой Германии и любимицей Гитлера. Этот брак продлился чуть больше трех лет. В 1917 году Михаил пережил нервный срыв из-за развода с женой и самоубийства двоюродного брата, но к 1921 году восстановился и блестяще исполнил роль Хлестакова в "Ревизоре", поставленном Станиславским и Немировичем-Данченко. В истории русского театра он считается одним из лучших исполнителей этой роли.



Михаил Чехов в роли Гамлета, 1924 год
В 1927 году Чехов снимается у Якова Протазанова в "Человеке из ресторана", в котором он исполнил свою самую интересную роль в русском немом кино. В 1928 году Чехов издает книгу "Путь актера" и тогда же выезжает в Германию, потом в Париж, потом в Англию. Начало Второй мировой войны вынуждает его перебраться в США вместе с созданной им студией. в 1943 году на экраны вышли фильмы с участием Чехова "Песнь о России", "В наше время". В 1945 году состоялась премьера "Завороженного" Альфреда Хичкока, в котором Чехов сыграл свою лучшую роль в Голливуде (и был номинирован на "Оскар" как лучший актер второго плана).


Ингрид Бергман и Михаил Чехов в фильме "Завороженный". 1945 год
Роль отца-еврея в фильме 1946 года "Ирландская роза для Эбби" Чехов называл своей любимой ролью в кино.


Михаил Чехов. Кадр из фильма "Ирландская роза для Эбби". 1946 год



Михаил Чехов. Кадр из фильма "Ирландская роза для Эбби". 1946 год
В 1952 году была опубликована на английском языке его книга "О технике актера", вошедшая в списки бестселлеров и продержавшаяся в нем почти три года. За 16 лет, прожитых Чеховым в Голливуде, он снялся только в 11 картинах, но остался в его истории, прежде всего, как блестящий педагог, а его актерская школа существует и по сей день, и называется "кузницей театральных талантов". У Михаила Чехова учились Мэрилин Монро, Юл Бриннер, Ингрид Бергман, Гарри Купер, Грегори Пек, Энтони Куин.


Михаил Чехов
Вот, кстати, мы уже и упомянули Юла Бриннера, завоевавшего «Оскара» за лучшую мужскую роль в 1956 г.

Юлий Бриннер появился на свет в 1920 году на Сахалине. Детство провел во Владивостоке, в красивом особняке в стиле модерн, принадлежавшем его семье (сейчас там находится управление Владивостокского пароходства). Когда Юлу исполнилось 4 года, его родители развелись, и Юл с матерью и сестрой переехали в Харбин, а в 1934 году - в Париж. Там Юл, потрясенный выступлением цыган в русском ресторане, освоил игру на гитаре, подружился с цыганским артистом Алешей Дмитриевичем. Юла привлекал и цирк - некоторое время он выступал с номером "летающий клоун", но получил травму позвоночника.

В 1941 году Бриннер с матерью переезжает в США и поступает в школу Михаила Чехова. В США он сближается с кинозвездой Марлен Дитрих.

После дебюта на Бродвее в 1946 году в мюзикле "Песня лютни" Бриннер стал одним из самых заметных театральных актеров, но громкий успех пришел к нему после премьеры мюзикла "Король и я" в 1951 году. В 1956 году на экраны выходит фильм "Король и я", а в 1957 году Бриннера награждают "Оскаром" за лучшую мужскую роль.



Юл Бриннер в роли короля Сиама в фильме "Король и я", 1956



Юл Бриннер в роли короля Сиама в фильме "Король и я", 1956
(не могу удержаться: посмотрите на лицо актера на этом фото - Вам никого не напоминает из нынешних телеакадемиков?)
Роль сиамского короля оказалась для Бриннера судьбоносной, он считал ее самой удачной. Количество ролей в кино резко увеличивается. В 1958 году Бриннер играет роль Дмитрия Карамазова в экранизации романа Достоевского, а в 1959 году снимается с Джиной Лоллобриджидой в фильме "Соломон и царица Савская" и получает за эту роль фантастический для того времени гонорар - миллион долларов.


Юл Бриннер в роли Соломона. "Соломон и царица Савская". 1959 год
В 1960 году выходит "Великолепная семерка", после которой Бриннер завоевывает мировую известность.
Жизнь у Бриннера была неровной - он увлекался наркотиками и алкоголем, успешно лечился от того и другого, бросал на годы сцену - и триумфально возвращался на нее.


Юл Бриннер в фильме "Приглашение к перестрелке". 1964 год


Кадр из фильма "Тарас Бульба" с Юлом Бриннером в роли Тараса Бульбы". 1962 год



Юл Бриннер, кадр из фильма "Прощай, Сабата", 1971 года

Однако покинувший Владивосток в детском возрасте Юл Бриннер был, пожалуй, самым нерусским из всех русских в Голливуде. Он с большим удовольствием рассказывал, что ведет свое происхождение от Чингисхана, но мало что мог сказать о своих русских корнях.

Любопытно, что бесспорно русским лауреатом премии в актёрской номинации считается Лиля Кедрова (1918-2000), которая прожила в России еще меньше.

Кедрова родилась в Петрограде, в семье профессора консерватории, руководителя придворной (хотя какой уже "двор" в 1918?) певческой капеллы Николая Кедрова. В начале 1921 года семья Кедровых эмигрировала в Париж. Там Лиля сделала театральную карьеру, хотя слава пришла к ней не сразу. Что касается кино, то среди достойных киноработ Кедровой в 1950-е годы стоит упомянуть филм Жака Беккера "Монпарнас, 19" (1958).


Энтони Куин и Лиля Кедрова. Кадр из фильма "Грек Зорба". 1964 год
В 1965 году Лиля Кедрова получила "Оскара" за лучшую роль второго плана, роль французской проститутки мадам Гортенз в фильме режиссера Михалиса Какояниса "Грек Зорба".


Лиля Кедрова



Лиля Кедрова



Лиля Кедрова со своим "Оскаром" за роль мадам Гортенз в фильма "Грек Зорба". 1964 год.
Хелен Миррен, получившую "Оскара" в 2006 году, хотя и звали при рождении Еленой Васильевной Мироновой, но родилась она в Лондоне, а Милла Йовович, хоть и родилась в 1975 году в Киеве, но "Оскара" пока не заработала.

Источники: вики, А.Васильев. Русский Голливуд. М., 2010, Россия - родина американского кино, Российские режиссёры и продюсеры в Голливуде

российско-американские отношения, субботнее, Российско-американские отношения, Голливуд

Previous post Next post
Up