Мне очень интересно и приятно обсуждать с вами события 1993-го и других лет, но я не вполне уверен, что это интересно глубокоуважаемому grey-dolphin. Он человек очень деликатный, но всё же... Ведь мои и ваши комментарии приходят на его почту. Поэтому, может быть, нам лучше перенести дискуссию в ваш или мой журнал? Оговорюсь, что лично мне разговор хотелось бы продолжить, но решать, конечно же, вам.
Ну давайте прямо здесь, что лиallirukOctober 5 2009, 17:42:58 UTC
<<Мы приходим к вопросу о том, были события 1991 и 1993 революцией или нет. Вы читали "мои труды" (с) профессор Выбегалло :-) и прекрасно знаете, что я их революцией не считаю. Можно и это обсудить, конечно.>>
У меня нет определения революции, которое бы мне нравилось. Я тут склонен придерживаться попперовского отношения к определениям (если определение это высказывание типа "щенок - это молодая собака", то оно отвечает не на вопрос "что такое щенок?", а на вопрос "как мы условимся называть молодую собаку"). То есть, условимся мы называть 1991 год революцией - будет революцией, нет - значит нет. (А не "были" или "не были" события 1991 года революцией).
Но мы, мне кажется, не совсем об этом спорили. Вопрос был (всего лишь) в том, насколько уникальная ситуация правонарушения при создании основ новой государственности (и тут сразу возник побочный вопрос, что считать таким моментом, а что нет).
<< <А я бы писал про демократов 1991 года без кавычек... коалиция, которая была нацелена именно на то, чтобы отобрать власть у КПСС и вернуть
( ... )
Re: Ну давайте прямо здесь, что лиhelena_popovaNovember 1 2009, 18:33:19 UTC
Про книгу - спасибо, интересно, обязательно прочту на досуге.
""" тут склонен придерживаться попперовского отношения к определениям
Вообще-то, это не Поппер придумал, а номеналисты :) Потом возникла микросоциология с её теоремой Томаса. И только потом неопозитивисты. Мне ближе всего подход "постмарксиста" Бурдье к этим вещам (про символическое насилие и символическую власть - право давать названия вещам)
"""ГКЧП пытался опереться на альтернативную идеологему - сохранение СССР - и проиграл (причем не только в "реальном" силовом противоборстве (нерешительности), но и в отношении к нему и его программе населения.
Не населения, а москвичей :)) По всем опросам Москва и Питер резко отличаются от остальной России - много более вестернизированны. А население проголосовало незадолго до этого за сохранение СССР (правда, вопрос был очень хитрый, манипулятивный). Хотя КПСС (и Горбачёв лично) достали, конечно, не только москвичей, но я далеко не уверена, что большинство в стране поддержало бы Ельцина и его программу.
Re: Ну давайте прямо здесь, что лиallirukNovember 1 2009, 19:16:26 UTC
1. Не буду спорить - вижу специалиста. Я, у кого первого прочел, на того и сослался :-).
2. Здесь можно спорить. У нас в Волгограде тоже ГКЧП очень негативно был воспринят, да и в целом, сразу же и в первые месяцы после 19 августа 1991 года я практически не встречал людей, которым были бы симпатичны ГКЧПисты (позже да, появились люди, оправдывающие и поддерживавшие), в момент своего появления на телеэкране они вызывали только тоску и напоминание о возвращении в брежневский Советский Союз (по которому тогда ностальгии не наблюдалось). То есть речь шла не о поддержке Ельцина и его программы, а о неприятии этих альтернативщиков. (Безусловно, это мои личные впечатления, которые могут отличаться от Ваших).
3. Горбачев тогда "достал" многих, но мне лично он оставался более симпатичен, чем Ельцин. Опять-таки, мое субъективное ощущение, не навязываю никому - пытаюсь честно свидетельствовать о том времени.
Как же тяжко жить на свете И.Долуцкому...semen_serpentNovember 27 2009, 20:36:08 UTC
По прочтении его статьи трудно не сочувствовать автору. В советские времена тоталитарное государство реализовывало через школу тоталитарную цель формирования нового человека, школа была составной частью агитационно-идеологического аппарата, на историю отводилось 4 часа в неделю. Затем расцвели надежды на деидеологизацию, на то, что государственная школа станет обучать детей сопротивлению государству. Они не сбылись. В результате на историю в средней школе осталось два часа в неделю. При этом если в советской школе на изучение и первой, и второй половин прошлого века отводилось по году при 4 часах в неделю, то теперь весь ХХ и начало XXI в. укладывают в один год. Нормально работать в таких условиях невозможно.
Re: Как же тяжко жить на свете И.Долуцкому...allirukNovember 28 2009, 11:29:21 UTC
Извините за (неприемлемый у нас?) американский опыт - не низкопоклонства ради, а факт уточнить: американские уроки истории учат как раз этому - сопротивлению государству. Основные исторические события и личности - те, кто сопротивлялся гоосударству (начиная с войны за независимость). Не думаю, будто Долуцкий именно это имелл в виду, но мне кажется, Ваша ирония не вполне обоснована.
Re: Как же тяжко жить на свете И.Долуцкому...semen_serpentNovember 29 2009, 13:01:35 UTC
1. Никакой иронии в помине нет, я просто сочувствую бедняге Долуцкому. Учебники его были ужасны, одно только обращение к читателю на ты в повелительном наклонении чего стоит, но из статьи видно, как несчастен человек. 2. Отцы-основатели не только сопротивлялись королю, но и создали федерацию. Почему бы сказать, что советская школа учила сопротивляться государству? Разин, Пугачев, Радищев, декабристы, Герцен, Чернышевский, первомартовцы, большевики, лейтенант Шмидт... Или вспомните советские интерпретации Грибоедова, Пушкина...
<Иногда последствия собственных действий так пугали власть, что она пыталась вновь «сделать аквариум из ухи» - например, разрушив крестьянскую общину, потом воссоздавала ее в форме колхозов> Не могу припомнить со стороны советской власти разрушения общины...
А где у меня там про "советскую" власть? В этом контексте ("модернизационном") я вижу преемственность российских властей по меньшей мере от Петра до Медведева. Про это и пишу. (Соответственно, в этой фразе подразумевалась коллективизация как "откат" от столыпинской аграрной реформы).
Comments 16
Reply
Reply
Reply
Reply
Оговорюсь, что лично мне разговор хотелось бы продолжить, но решать, конечно же, вам.
Reply
У меня нет определения революции, которое бы мне нравилось. Я тут склонен придерживаться попперовского отношения к определениям (если определение это высказывание типа "щенок - это молодая собака", то оно отвечает не на вопрос "что такое щенок?", а на вопрос "как мы условимся называть молодую собаку"). То есть, условимся мы называть 1991 год революцией - будет революцией, нет - значит нет. (А не "были" или "не были" события 1991 года революцией).
Но мы, мне кажется, не совсем об этом спорили. Вопрос был (всего лишь) в том, насколько уникальная ситуация правонарушения при создании основ новой государственности (и тут сразу возник побочный вопрос, что считать таким моментом, а что нет).
<< <А я бы писал про демократов 1991 года без кавычек... коалиция, которая была нацелена именно на то, чтобы отобрать власть у КПСС и вернуть ( ... )
Reply
""" тут склонен придерживаться попперовского отношения к определениям
Вообще-то, это не Поппер придумал, а номеналисты :) Потом возникла микросоциология с её теоремой Томаса. И только потом неопозитивисты.
Мне ближе всего подход "постмарксиста" Бурдье к этим вещам (про символическое насилие и символическую власть - право давать названия вещам)
"""ГКЧП пытался опереться на альтернативную идеологему - сохранение СССР - и проиграл (причем не только в "реальном" силовом противоборстве (нерешительности), но и в отношении к нему и его программе населения.
Не населения, а москвичей :)) По всем опросам Москва и Питер резко отличаются от остальной России - много более вестернизированны.
А население проголосовало незадолго до этого за сохранение СССР (правда, вопрос был очень хитрый, манипулятивный).
Хотя КПСС (и Горбачёв лично) достали, конечно, не только москвичей, но я далеко не уверена, что большинство в стране поддержало бы Ельцина и его программу.
Reply
2. Здесь можно спорить. У нас в Волгограде тоже ГКЧП очень негативно был воспринят, да и в целом, сразу же и в первые месяцы после 19 августа 1991 года я практически не встречал людей, которым были бы симпатичны ГКЧПисты (позже да, появились люди, оправдывающие и поддерживавшие), в момент своего появления на телеэкране они вызывали только тоску и напоминание о возвращении в брежневский Советский Союз (по которому тогда ностальгии не наблюдалось). То есть речь шла не о поддержке Ельцина и его программы, а о неприятии этих альтернативщиков. (Безусловно, это мои личные впечатления, которые могут отличаться от Ваших).
3. Горбачев тогда "достал" многих, но мне лично он оставался более симпатичен, чем Ельцин. Опять-таки, мое субъективное ощущение, не навязываю никому - пытаюсь честно свидетельствовать о том времени.
Reply
средней школе осталось два часа в неделю. При этом если в советской школе на изучение и первой, и второй половин прошлого века отводилось по году при 4 часах в неделю, то теперь весь ХХ и начало XXI в. укладывают в один год. Нормально работать в таких условиях невозможно.
Reply
Reply
2. Отцы-основатели не только сопротивлялись королю, но и создали федерацию. Почему бы сказать, что советская школа учила сопротивляться государству? Разин, Пугачев, Радищев, декабристы, Герцен, Чернышевский, первомартовцы, большевики, лейтенант Шмидт... Или вспомните советские интерпретации Грибоедова, Пушкина...
Reply
Не могу припомнить со стороны советской власти разрушения общины...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment