мутно небо, ночь мутна

Oct 07, 2015 17:39

Спрошу вот про поэта Пушкина - не кажется ли вам, что эти вот два текста на первоначальном этапе могли быть частью одного замысла ( Read more... )

Leave a comment

Comments 11

mar_gel October 7 2015, 14:48:21 UTC
Алина. во-первых, убедительно!
А во-вторых, давайте я Вас приглашу к нам на студенческий семинар в Болдино, что Вы вот это прекрасное студентам рассказали. Или не это, но текстологическое.
А мы тем временем придумаем, как это оплатить и проч.

Reply

mar_gel October 7 2015, 14:59:25 UTC
Спасибо! я очень к вам хочу!
как раз про это же написала Вам в фейсбуке в сообщениях, посмотрите, пожалуйста

Reply


idelsong October 7 2015, 16:22:18 UTC
Ожидание девицы и "пути совсем не видно" - это сюжет "Метели".

Reply

allinn October 7 2015, 18:40:41 UTC
о, это очень красиво!
показательно, что связь уже сложившихся Бесов с Метелью останется -- как раз через этот мотив ночной вьюги/метели.

Reply

idelsong October 8 2015, 03:15:15 UTC
И хронологически соответствует. "Бесы" датируются 7 сентября 1830, а "Метель" - 20 октября.

Reply


r_l October 7 2015, 17:08:51 UTC
Там существенно, что набросок на след. листе - ямбический.
Тем не менее, следует объяснить переключение персонажной схемы (от лирического "я" в наброске про девицу к "путнику"). Просто "возникает колокольчик" слабовато.

Reply

allinn October 7 2015, 23:24:18 UTC
да, углядела, что пробует ямбом. Хотя он там то хореем (сначала), то вдруг сбивается к ямбу.

хорошо бы и генезис сороки понять -- может быть, там будет какой-то общий ключ

Reply


nexoro October 7 2015, 19:59:09 UTC
Мне кажется, про сороку и про ночку - различные наброски. Сорока закончилась на двух строчках.

Reply

allinn October 7 2015, 20:35:01 UTC
А птичка на полях? :)

А другой, отдельный набросок "Сороки" смотри - там вот и колокольчик, и калитка-ворота

Стрекотунья белобока,
Под калиткою моей
Скачет пестрая сорока
И пророчит мне гостей.
[Колокольчик небывалый
У меня звенит в ушах,]
На заре алой,
[Серебрится] снежный прах.

Reply

nexoro October 8 2015, 10:16:57 UTC
Насчет двух строк - погорячился. Но после "Жду девицы дорогой" стоит отчеркивание, которое говорит, что набросок про сороку закончен - и начался другой (аналогично см. на л, 122; кстати, про сороку - 121об.). А доработка сороки проходила уже на полях. Кстати, на л. 122 тоже ямбический набросок - про Дон.

Reply


rassvet45 March 22 2016, 04:01:00 UTC
С Днем рождения, Алина! Всякой радости Вам!

Решусь сказать по теме поста:
в мысли поэта возникает звук, ритм ("Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон..."), дальше его ведут ассоциации впечатлений настоящего момента (стрекот сороки, ее белизна, колокольчик) и воспоминаний (скрип полозьев, зимний колокольчик, белое поле, метель), а также внутренняя логика самого стиха - аллитерации, прежде всего. Фольклорные мотивы - не часть предварительного замысла (в лирике он вообще не имеет большого значения), а прикосновения к внутренним струнам, вызывающие звук. Всё болдинское у Пушкина пронизано отзвуками народной песни, а тематически может уходить куда угодно.

Reply


Leave a comment

Up