Реанимировала мастер-класс по горячему батику, написанный лет пять назад... Думаю, что для многих информация по-прежнему актуальна. Единственное, что добавила бы, если бы писала это теперь - эффект кракле. С другой стороны, о технике кракле можно отдельный мастер-класс сделать, может как-нибудь и соберусь:)
Ну и информация для тех, кто живет в Монреале. Теперь попробовать эту или другие техники росписи ткани ( и не только ткани) можно у меня в мастерской. Добро пожаловать!
Попробую немного порассуждать о горячем батике...
У каждого, наверное, есть своя любимая техника рисования - кто-то предпочитает графику и четкие линии, кто-то лучше "чувствует" цвет, а кому-то ближе компьютерная графика... Мне всегда было проще рисовать "от пятна", отсюда, видимо, и любовь к горячему батику, в основе которого лежит именно этот принцип рисования.
Итак, вы впервые решили порисовать в технике горячего батика...
Прежде чем приступить к работе, попробуйте представить свою будущую картинку в мелочах - светлое и темное, главное и второстепенное, примерная гамма. Еще лучше сделать небольшой эскиз акварелью, тогда будет намного проще работать, ведь под парафином цвета и тона искажаются, поэтому частенько приходится работать практически интуитивно.
Для первых проб подойдет любая ткань - это может быть и старенькая простынка и изысканный шелк - выбор за вами, если ткань новая, ее необходимо постирать с мягким моющим средством, чтобы воск беспрепятственно проникал в волокна ткани.
Итак, вам понадобятся:
- рама (или пяльца)
- ткань
- кнопки
- мягкий карандаш (я использую 8В)
- парафин или воск (или и то и другое)
- прибор для растопки воска (или электроплитка) - если вы используете электроплитку, важно помнить, что воск нельзя плавить просто в кастрюле на плите - он будет гореть. Для растопки придется использовать кастрюльку с водой, внутри которой будет находиться сосуд с воском (водяная баня). Не забывайте об осторожности - все очень горячее!
- краски для батика
- кисти (выбирайте те, которые не жалко, так как отмыть их от воска вряд-ли получится).
- утюг и газеты.
Помните и о том, что случайные капли воска могут попасть куда угодно, поэтому лучше сразу защитить рабочую поверхность стола.
Ну вот ткань натянута, парафин греется, приступаем...
Первое, что необходимо для работы - эскиз (поначалу лучше выбрать рисунок небольшого формата с четкими линиями без мелких деталей).
Этап 1. Пререносите рисунок на ткань очень легко, чтобы не повредить волокна ткани. Очень важно сразу решить, что у вас будет самым темным, а что самым светлым в работе. Предположим, самыми светлыми будут тычинки, а самым темным - фон. Когда решение принято можно приступать к нанесению резерва. Для того, чтобы проверить достаточно ли разогрелся резерв, нужно нанести небольшое количество на нерабочую поверхность ткани, хорошо разогретый резерв беспрепятственно проникнет в ткань, недостаточно разогретый - ляжет на поверхности.
Этап 2. Сначала резервируются самые светлые места. В нашем случае это тычинки. Аккуратно тонкой кистью наносите парафин. Когда перекрыты все тычинки можно перекрывать работу первым слоем краски. Я использовала несколько оттенков, но для начала можно использовать только один цвет, к примеру желтый. Вот примерно, что должно получиться. (Для наглядности я удалила парафин)
Этап 3. Когда первый слой краски высох приступаем к резервированию лепестков, которые должны быть темнее тычинок, но светлее фона и листьев. Я перекрыла еще и серединки листочков. Опять же для тонких линий - тонкая кисть, для более обширных - потолще. Наносим очередной слой краски. Если использовать краску одного цвета, то можно охристую либо салатовую. Важно, чтобы цвет был насыщеннее предыдущего Получаем следующую картинку.
Этап 4. После высыхания краски наносим очередной резервирующий слой. В нашем случае можно смело перекрывать все оставшиеся лепестки цветов и, частично листья. Наносим еще более насыщенный слой краски, к примеру, темную охру. До конца работы остается совсем немного.
Этап 5. Приступаем к заключительному этапу работы. Перекрываем резервом все оставшиеся не перекрытыми до сих пор части цветка. И наносим последний слой краски, который и останется фоновым. Для увеличения контраста можно взять краску потемнее, к примеру, темно коричневую. Важно, чтобы используемые цвета не конфликтовали между собой, а то легко можно наделать грязи. После высыхания краски перекрываем парафином все оставшиеся части работы. Затем убираем парафин с помощью утюга и газет. Я всегда между работой и газетами прокладываю чистую бумагу, так как краска с газет может попасть и на картинку. Вот что у нас должно получиться в итоге:
Ну вот, пожалуй, и все премудрости. Надеюсь, этот урок будет полезным. Дерзайте!