БОН на Моховой

Sep 20, 2009 19:00

В ПРОШЕДШИЙ ЧЕТВЕРГ НА МОХОВОЙ 7  В Интеллектуальном клубе Сергея Куприянова мною читалась лекция, где я пытался затронуть некоторые аспекты Бонского мировоззрения в контексте Тибетской культуры. Конечно многое пршлось опустить, поскольку вряд-ли слушатели выдержали бы два часа терминологической и информационной атаки, так что я решил разместить текст лекции в блоге, и сам, размещая отредактирую, ну и ещё раз обдумаю, что и как надо развивать.
Публиковать буду понемногу 2-3 поста в день, надеюсь, что если всё таки доведётся в конце месяца поехать в Непал, то успею разместить, тем более, что текст я размещу не полностью


Кунту Занпо - один из верховных Бонских Богов
Начало...
Любая попытка писать, что либо о Тибетской культуре связано с большими трудностями. Сложности здесь в том, что по этой теме очень мало устоявшейся информации, кроме того, очень многие понятия и термины этого культурного ареала, как правило, не очень адекватно траснлируется на язык нашей западной культуры. Это связано, во первых, с тем что в нашем мировоззрении просто нет некоторых понятий к примеру понятие Дхарма, много шире, чем мы привыкли понимать (обычно переводится, как закон). С другой стороны существует огромное количество переводов тибетских текстов на английский, где используется упрощённая лексика. К примеру, в море переводной литературы йогические термины дхьяна, дхарана и пратьяхара скопом переводятся просто, как медитация, в то время, как точнее было бы созерцание, сосредоточение и отрешённость от внешнего, а медитацией, строго говоря, является специфическая духовная практика разработанная иезуитами и только. Или всем известное буддийское понятие страдание - на санскрите дукха, которое никоим образом не является страданием, а скорее что-то типа дурной бесконечности, и больше описывается русским оборотом - обрыло, или надоело или скучно. да чего далеко ходить за примерами, русское Бог, английское God или французское Dieux этимологически и семантически вовсе не идентичны. В античном мире Боги Олимпийцы звались DAEMON, в борбе с язычеством христианство низвело их на уровень злых духов - примеров множество.
Большая часть людей, которая не особо интересуется тем, что происходит или происходило в Тибете, в течение последних полутора тысяч лет, о Бон вообще ничего не знают, ну разве, что некоторые краем уха слышали, что есть такой странный культ в этой загадочной стране. В телепередачах рассказывают о том, что гитлеровские учёные снаряжали экспедиции в Тибет, для того чтобы проникнуть в секреты древних цивилизаций и получить власть над миром. Свою лепту добавили книжки типа “Утра Магов”, сочинений Н.К. Рериха, Голливудский кинематограф, а уж о госпоже Блаватской и Мулдашеве говорить даже как-то неудобно. Свежий пример, только на днях я услышал столько мути о горе Кайлаш по Рен ТВ. Появилась целая субкультура, где смешалась политика, невежество, оккультные устремления и просто страсть к сенсациям - чуть лучше уфологии, и за всем этим мутным потоком поп-знания становится совершенно неслышным тихий голос настоящей истории, культуры и действительных чудес и загадок, этой удивительной страны снега и льда, пустынь и ослепительного синего неба, ураганных ветров и тишины монастырей. Но в этом ничьей вины нет, так как тема действительно малоизвестная, непонятная, поскольку источников катастрофически не хватает, да и наука тибетология совсем молодая. А там, где не хватает знаний, там царствует фантазия. И когда мне приходилось писать статьи для различных изданий я сталкивался с тем, что реально никто вообще ничего не знает о том огромном мире понятий и духовных устремлений, который распространён от Индии до Японии. И всякий раз приходится рассказывать о Тримурти, о том, что Будда не Бог, и так далее, вплоть до того, что такое касты, йога, чакры и пр. А там всегда не дойдя до самого интересного место для статьи или время для беседы заканчивалось.
А если сразу начинать с существенного, то большей части внимающих будет казаться, что они имеют дело с нерасшифрованными посланиями инопланетян, к примеру, как вы оцените такой кусок:
- Из сочинения "Основной комментарий к (сочинению) Шикхри" (Zhi-khri'i rtsa 'grel), в котором говорится следующее:

"Вначале было сорок темных кальп. Потом нынешняя хорошая кальпа, в которой 1002 мудрых. Потом шестьдесят темных кальп. Потом в кальпу "Великая слава" (sNyan-pa chen-po) появится десять тысяч мудрых. Потом триста темных кальп. Потом кальпа "Добродетельно расположенная" (Yon-tan bkod-pa), (в которую появится) восемьдесят тысяч мудрых".

продолжение следует...

Бон

Previous post Next post
Up