С чего начинается поездка в незнакомую страну, в которой, предположительно, много интересного? Правильно, с того, чтобы уточнить, насколько много там интересного, и как до него добраться.
О Словакии нам было изначально известно кое-что по двум фильмам. Первый, это телесериал
«Фантагиро, или Пещера Золотой розы», съемки которого проходили во многом в замке городка
Бойнице (на фото выше). Второй фильм - поражающий своим дебилизмом
«Евротур», где Братислава показана так, как будто из нее только вчера выбили остатки фашистской армии (см. кадр).
Вот с развенчания мифа о том, что Восточная Европа, это мрак и ужас, и стоит начать. Братислава - очень красивый город с хорошо сохранившимся историческим центром и ухоженными современными кварталами - то есть, если где-то в ней и есть трущобы, то мы их не видели (и не искали). Хотя, в самой Братиславе мы провели в сумме меньше двух дней, учитывая, сколько мы запланировали путешествий вглубь страны и за ее пределы.
Завертелось все после запроса в поиск «замки Словакии» -
список, полученный в ответ, стремительно уходил за пределы экрана. Надо было что-то решать. Естественно, выбрали Бойнице, который был в планах изначально. Затем к нему присоединился
замок в Ораве (в котором в 1922 году снимали
черно-белый фильм «Носферату»), и, бонусом, находящимся на пути из Бойнице в Братиславу, выбрали замок в городке
Тренчин. На случай, если останется время (и погода будет хорошей) мы оставили еще и руины крепости
Девин под Братиславой (но, в итоге, туда не попали). И, конечно, в самой Братиславе тоже есть замок или «град», как у них говорят - на сей день, административно-культурное учреждение, по виду напоминающее дворец в большей степени, чем крепость, которой он когда-то был.
Для планирования всех поездок использовался сайт
cp.sk, транспортный нервный узел всей Словакии, позволяющий грамотно выстроить последовательность перемещений с пересадками из одной указанной точки в другую на заданное время, с учетом железной дороги и автобусов! Ну, и, сайты погоды, нещадно показывавшие дожди, грозы, холодную погоду на все дни, когда были удобные поезда по нужным направлениям.
Прикинув единственный солнечный день, решили в него мотнуться в… Вену! Столица Австрии, на самом деле, находится в часе езды электричкой от Братиславы. Составить план на перемещения по одному этому городу оказалось сложнее, чем на всю остальную Словакию: столько всего вкусного, и так мало времени. В качестве основных «блюд» выбрали
Хофбург и
Шенбрунн, резиденции Габсбургов, соответственно, городскую и загородную, и знаменитый собор
Штефансдом. На закуску решили забежать в сад Бельведер и одним зубком попробовать городской парк. Кстати, о еде - в программу были включены (мной) венские сосиски, прародительницы «хот-догов», и (женой) вкусняшки в одном из знаменитых кафе Вены. Для тех, кто не в теме, собор является одним из зданий, где происходит действие
компьютерной игры «Vampire: the Masquerade - Redemption», и, чтобы отметить несколько точек из этой же игры, решили найти резиденцию Тевтонского ордена и венские астрологические часы. Билет в Шенбрунн решили, во избежание простаивания в очереди,
купить в электронном виде: распечатать форму с полосковым кодом, полученным после оплаты на сайте.
Также заранее мы выяснили у администратора нашей гостиницы, как обстоят дела с покупкой билетов на автобус - оказалось, их продают непосредственно водители при посадке, и мест обычно хватает всем.
День первый. Вернее, вечер.
В кои-то веки не пришлось ехать в Борисполь; до Жулян добираться, конечно, и удобнее, и дешевле, главное, не перепутать терминалы: первый терминал, это новый, а не старый, и на нем написана буква «А». Все просто.
Первое, что мы вспомнили, сев в кресла самолета - то, что билеты в Шенбрунн остались лежать дома. Но, мы живем в мире высоких технологий, и эта неприятность решилась после четверти часа возни с отельным компьютером. В смысле, билет-то можно напечатать в любой точке земного шара, где есть интернет и принтер.
Братислава приветствовала нас заметной достопримечательностью, попавшейся прямо на пути из аэропорта в отель - футуристическим мостом с рестораном-НЛО на верху опоры. Таксист продемонстрировал нам традиционную словацкую разговорчивость - и любовь словаков говорить очень быстро. Правда, он знал еще и русский, и провел мини-экскурсию по всему, мимо чего мы проезжали. А вот в ходе остальных экскурсий, которые велись на словацком, быстрая местная речь из информации превратилась в колорит. Хотя, понять словацкий украинцу не так сложно, сходство довольно большое.
Поселившись в отель, расположенный буквально в 5 минутах от главного ж/д вокзала, отправились, собственно в сторону последнего, покупать билеты на все направления, куда нам нужно было.
Еще дома мы заготовили короткий разговорник с фразами на словацком (памятуя опыт Хорватии, где далеко не все знают английский), рассчитанный на покупку билетов - но, к счастью, клерк в кассе довольно хорошо говорил по-английски.
Билеты в Вену из Братиславы продаются без указания мест и даже точного времени отхода поезда, более того, даже без конкретной даты - в диапазоне две недели от приобретения. Взяв два билета туда и обратно по стоимости меньшей, чем нам обошлись билеты внутрь страны в одну сторону (ну, все считается по времени перемещения) на самый ранний поезд, мы принялись кошмарить клерка вопросами про время отправления поездов на Приевидзу (из которой автобусом собирались доехать до Бойнице) и Ружомберока (откуда автобус отправлялся куда-то в сторону Оравы).
Билеты на электрички внутрь страны действуют в течение суток, на любой идущий по выбранному направлению поезд. Очень помогли распечатки запланированных маршрутов с вышеозначенного сайта - он, кстати, все точно показывает, и актуально. Следует учесть, что поезда и автобусы ходят не каждый день недели (!) по нужным направлениям, что и определило (в независимости от погоды) план дальнейших перемещений.
Разобравшись с вокзалом, мы вытащили купленный еще в Киеве раритетный (и чуток устаревший) путеводитель по Братиславе и распечатанную карту, и пошли искать исторический центр города.
Вместо него, прямо возле вокзала, нашли музей транспорта. Собственно, музей когда-то и был вокзалом - характерная (как потом выяснилось), для половины станций страны XIX-вечная архитектура мгновенно пленила взор.
Вместе с паровозами и вагонами разных времен, задремавшими на рельсах у перрона. Да и внутри и на подходе к музею нашли свое пристанище машины на любой вкус: старые велосипеды, легковушки, грузовики, и даже тележки и дрезины. А также, зал станционного оборудования прежних лет, и даже зал, посвященный речному флоту.
От музея до исторического центра дойти очень просто: по широкой и прямой длинной улице Штефаниковой, названной так в честь героя Первой мировой войны генерала Милана Штефаника. Хотя в Сети пишут, что добираться около получаса, но быстрым шагом, на деле, оказалось 15-20 минут.
Выходит эта улица прямо к президентскому дворцу, некогда бывшему резиденцией графа Грассалковича, советника императрицы Марии-Терезии.
Оттуда недалеко до Гурбановой площади с заметным храмом Святой Троицы, и, далее, по мосту, украшенному фигурами архистратига Михаила, и святого Яна Непомуцкого, через Михальску брану (Михаиловы врата), на одноименную улицу старинной Братиславы (или, как ее называли по-немецки встарь, Прессбурга).
Улочка Седлярская вывела нас на Главную площадь.
Список представленных на ней малых достопримечательностей следующий: фонтан Роланда, изображающий Максимилиана Второго в роли славного рыцаря; романтически облокотившийся на скамейку босой солдат Хуберт (воин армии Наполеона, раненый под Прессбургом, и влюбившийся в местную девушку, служившую при госпитале); бронзовый гвардеец в будке; кафе «Майер», работающее с XIX века. Логично было бы предположить, глядя на фото, что на Главной площади также находится и ратуша, но, на самом деле, это здание расположено уже на Примациальной площади, в которую плавно переходит Главная.
Ратуша исполнена в сочетании различных стилей, от готики до ренессанса, так как самая старая ее часть датируется XIII веком. Во внутреннем дворике прячется муниципальный музей, который мы отметили себе на будущее (и побывали в нем, о чем позднее) - и сквозь него можно пройти на площадь с красивым архиепископским дворцом.
Первый вечер в центре мы ознаменовали кофе с пирожными в том самом кафе «Майер». Возможно, когда-нибудь, они повесят там мемориальную табличку, потому что я писал наброски для своего романа, сидя у окна (пятиминутка нарциссизма).
Дорога к граду Братиславы пролегала в обратном направлении, через Михаиловы врата, к въезду на мост, увенчанный НЛО, и мимо собора св. Мартина, известного тем, что в нем произошло 19 коронаций за его историю (а еще в густой кроне деревьев под ограждающей собор стеной спрятался мемориал Ференца Листа).
Поднялись на град мы уже вечером, вход в помещения был закрыт (еще и ввиду того, что было 8 мая, когда вся Европа отмечает день победы над фашизмом), но зато мы обошли его вокруг. К тому же, со стен открывается один из лучших видов не только на город, но и на Дунай и ненаселенные холмистые окрестности Братиславы (справа за кадром, будут на других фото).
Утолив голод культурный, мы почувствовали голод физический, и спустились в «Синюю звезду» (Modra Hviezda), где основательно нагрузились всего одной миской местных галушек (ньокки) - очень мелкие, перемешанные с брынзой и шкварками, невероятно сытные - на двоих. Да еще и в процессе музыкальный центр выдал «Гей, соколы» в шаловливой кабацкой обработке.
Напоследок дня мы предприняли попытку потеряться в темных закоулках исторического центра, но это нам не удалось, несмотря на встречу с безумной статуей Андерсена - и мы оказались возле Словацкого народного театра. Оттуда, пешком же, вернулись в отель, чтобы выспаться перед Веной.