Культура: создав эталон зла, стоит ли удивляться?

Mar 13, 2010 23:49

Еще один итог под годами размышлений. Пока что в виде слегка упорядоченного потока сознания, там средний многабукаф, готовьтесь.

Когда тянет совершать дурные поступки, оправдывая это своей неспособностью к иному, лучшему, подчеркивая отсутствие восприятия чего-либо еще, кроме болезненного - не обманывает ли «злодей» в первую очередь себя?

Я уверен, что обманывает. Не бывает тьмы без света, и понимания зла без чувства добра. Есть те, кто причиняет вред ненамеренно, действительно не обладая мерилом ощущений от своих действий - так сказать, они не вкусили плода познания Добра и Зла. Но речь идет не о них, а о тех, кто пытается под них частично подделаться, стремясь снять ответственность за свое нежелание побороть привычку получать энергию жизни, не переутруждаясь - и найти оправдание своему поведению.

Это такие специальные люди, которые своим вызывающим или даже мерзким поведением добиваются известности, сострадания, повышения собственной значимости в своих глазах, а инода и в глазах окружения. Либо те, кто играет на своей надуманной слабости, ожидая тех же привилегий, что и истинно страждущие.

Да, да, да, я тоже себя так веду больше половины времени, и признаю, что увлекся эпатажем чрезмерно. Наконец, посмотрев на себя со стороны, и прочувствовав заблуждение, я признаю это. Спасибо всем, кто помог.


Теперь попытаюсь прояснить свой тезис: градиент поступков, от полезных до вредных, существует объективно, независимо от знания человека о нем. Так, кровь потечет из раны, неважно, был ли осведомлен тот, кто нанес удар, о колющих свойствах ножа, или же не был в состоянии отличить его от свечки.

То же касается и общества, и подачи личностью себя в нем. Да, стоит отметить, что вкусы у людей различаются, и приятное одному будет противно другому. В этом и кроется лазейка, о которой я говорю. Кроме частных вкусов, существуют еще и общие уровни качества поведения. И - как бы их назвать? «социальные преступники», что ли? - ловко прячут одно под другим, маскируя свой низкий уровень качества личности под особенностью вкуса.

Да так ловко прячут, что они сами, каждый из них, точнее сказать, является единственным человеком, который не замечает этой подмены, чаще всего. Изнутри, знаете ли, сидя в танке безвылазно, так сказать - трудно увидеть, насколько хорошо танк замаскирован ветками, и едет ли он все еще по лесу или уже давно громыхает в чистом поле. Зато со стороны вся эта обмотанная безобидными зелеными кустиками хрень явно похожа на танк - да еще и бесчестно замаскированный под что-то мирное! Жестокость в смеси с коварством порождают только больше отвращения.

Вы уже поняли, что описанный мной типаж включает в себя несколько подвидов, как например, богемных деятелей искусства, живущих в мире своего творчества и высокомерия по поводу оного; кухонных политиков, которые решают судьбы страны путем просмотра всех новостей по телевизору, но никогда не пойдут в штыковую за свои права; девицы-домохозяйки, разглагольствующие о том, какие они королевы в постели и вообще, и требующие, чтобы мужчины их выгуливали и осыпали подарками. Можно перечислять и дольше, но сейчас это несущественно. И так понятно, что первых легко причислить к бездельникам, не желающим осознать, что творчество их не только субъективно, но и бездарно, а значит, бесполезно - и потому его никто не ценит. Вторые - трусы, не заслуживающие иного правительства, кроме избранного из числа доступных искусных ораторов. Третьи - шлюхи, торгующие своим вниманием за материальные ценности под маской обязательств мужчины перед женщиной. Учитывая громкость написанных слов, я уточню, что не обобщаю, и исключения находятся из любого образа. Опять же, отмечу о себе, что ухитрялся побыть во всех трех категориях, как ни странно.

«Человек общественный» может жить сколь угодно просто, не тратя время и силы на то, что принято называть культурным развитием или духовным ростом. Но подпитываться энергией все равно хочется, притом, чем ниже «социальный преступник» себе позволил опуститься, тем больше его голод до чужой энергии. Словом «вампир» его можно довольно хорошо охарактеризовать - и именно на образе вампиров я изучал годами этот типаж людей.

Стабилизировавшись, окопавшись, придумав себе систему оправданий, служащую внутренним эталоном достоинства своим поступкам, вампир принимается кусать, жалить, клевать, упрекать окружающих в несоответствии своей системе. Особенно хорошо это получается, когда система какая-то всеобъемлющая, типа «белой расы» или «демократии» или даже «высокой культуры». Обидно, когда, в общем-то, благие символы обретают теневое значение. Впрочем, это иная крайность, аналогичная, но противопоставленная той, которой я уделяю внимание сейчас.

Здесь и сейчас речь не идет о том, чтобы прикрыться эталоном - а об опровержении надобности в эталоне. Социальное преступление состоит в том, чтобы заявить и своим поведением утверждать, что отстутствие порядка в жизни ничем не хуже его наличия, и что превращение в полное дерьмо так же прекрасно, как восхождение к вершине стиля.

Секрет, я считаю, таится в очевидном. Выполняя некие ритуалы по повышению качества, мы вкладываем энергию, уважение, часть себя в слова, поступок или творение. Это правило - общепринято, интуитивно прошито в подсознание всех людей. Следовательно, провоцируя на тот же уровень эмоций, но не отдав ничего от себя за их сбор, вампир отлично понимает, что он творит такими поступками. Но не хочет, как говорится, отдать себе в этом отчет, - и уж тем более, нести ответственность за это перед собой и другими.

Власть общественной неопрятности. Вспоминается ворох из книг и кинофильмов, где эта тема поднималась и даже иллюстрировалась, но вот так навскидку не вспомню четко ничего, кроме современной версии «Вокруг света за 80 дней», где бомж учит Филиаса Фогга, что «вонь - твое преимущество».

То же самое - с эпатажем. Он построен на опровержении устоев, редко когда независим. Есть поступки яркие, зажигательные, сами по себе. Но эпатаж, дерзость, экстрим - все эти удары по нормам, вот что стимулирует людей больше всего. И со временем это входит в привычку, так как доставляет удовольствие при меньших трудозатратах.

Как если бы все, чем является человек, шло сплошным потоком в лицо - а проходило только то, под что проделаны отверстия в стене, отражающей все остальное. У культурного, воспитанного человека эти отвестия пробиты под то, что ведет к совершенству, мягкости, отдаче. У вульгарного - под низменное, обидное, грубое (не хочу обобщить всех, кто живет простой жизнью, я говорю лишь о тех, кто оскорбляет окружающих своим поведением по невежеству, к коим некогда относился и сам). У нарочито вульгарного первые отверстия заложены кирпичом, и он просто не хочет их открыть, тратя время на проковыривание новых низменных отверстий. Это и есть эталон зла, созданный сознаниельно - от которого можно уйти. Было бы желание.

И ведь эти эталоны насаждаются в семьях, в обществе, передаются по наследству, на человека давит его окружение, сгибая под всеобщую моду на эталоны разрушительного поведения.

Эталоны, стандарты, правила, законы, традиции занимают немалый объем в моих мыслях уже почти четверть века - да-да, сколько себя помню, я интересовался властью как обеспечением наилучшего образа жизни, и заповедями, устанавливающими безошибочное поведение, затем стандартами качества и тому подобным. В противовес чрезмерному увлечению всем этим возникали интуитивные, подчас хаотические желания сделать что-то этакое, эмоциональное, чтобы всем стало весело, чтобы все обратили внимание. Сочетание интуитивного влечения и тяги к совершенству - гремучая смесь, которую я бы назвал «творческим порывом». Это не однозначно позитивное качество, более того, оно опасно, несет в себе немалый заряд разрушительной силы. Я, наконец-то, после многих лет жизни с ним, могу описать это чувство: когда веришь, что истина творится только одним мазком, и кропотливый труд - удел несчастных неудачников. Кошмарное заблуждение, иллюзия, на которую ловится большинство людей, смею предположить, когда видят чей-то успех, полагая, что он появился на щелк пальца.

Всем нам хочется получить свое «здесь и сейчас», «по щучьему веленью», потерев лампу Аладдина. Я за эту пропаганду лени перестал любить подобные сказки - они учат только мечтать о несбыточном, лежа на диване (в чем я тоже преуспел в своей жизни).
Нет, я не удалился от темы, наоборот, подошел к ней вплотную. Именно это желание получать все, сразу, здесь, сейчас, подтачивающее жизнненные силы организма, укореняет в мозгу простейшие механизмы достижения цели. Вместо дел, вызывающих переживания, эмоции, мы стимулируем эти самые эмоции, чувства, подделываем ощущения в словах, картинках, музыке. Бездействие заключает в себе косвенный вред для мира - не поддержав развитие, ты допускаешь разрушение. Стыдишься, если осознаешь это; не можешь ничего исправить, изменить - придумываешь оправдания, потом подменяешь способ жизни на более безопасный, не требующий высоких обязательств - и помалу деградируешь, плавно и комфортно. Пока однажды, в какой-то точке равновесия не обретаешь ощущение покоя, вызванное наименьшими затратами сил от себя.

Культура - нечто, непосредственно связанное с разговором об эталонах. В университете нас озадачили тем, что нет одной четкой фразы, которая бы характеризовала это понятие, причем многие формулировки противоречат одна другой. Я обращусь к своему видению: культура - это выстроенное человеком самоощущение, временами противостоящее качествам, данным ему от природы. Самоощущение верховенства, качества, достоинства, преемственности и развития наработок предыдущих поколений.

Демократию я считаю ужасной, если рассматривать ее как реальную живую систему, а не как идеализированную форму государственного устройства. Вспомним историю, первые общества были монархическими либо теократическими - но суть их заключалась не во власти одного человека, правил ли он силой или божественным провидением; суть была в установке эталона, высочайшей планки развития, на которую все должны были равняться. Увы, это привело не к всеобщему просветлению, а к сегрегации общества, разделению 97% людей по ступеням условных неудачников, которые шли, но не дошли до вершины, и все, чего они достойны - это служить 3% лучших людей, первых среди равных. А по идее, как должно было работать - чтобы все помалу подтягивались вверх, достигая совершенства, описанного в своде божественных законов. Хорошо, монархическая модель себя проявила плохо, и возникло соревновательное общество демократии, свободный рынок, где у всех как будто бы равные права, и кто продвинется своими усилиями выше всех, тот и станет новым эталоном. Подстава только в том, что, когда нет установленной цели, а есть только относительная вершина, то с кажым следующим раундом участники будут изобретать как можно больше способов и средств для лично своей победы, а не достижения объективного идеала. И, подавляя низы, тем самым опустят и высшую точку своего триумфа. Для самих победителей, отдельно взятых, это, может и не так важно все, а низы-то на них равняются.

Беда демократии в том, что низы выбирают себе кумиров для подражания сами, в меру своего ограниченного понимания, стремясь с каждым повтором выбрать кого-то попроще и поближе к себе, чтобы не утруждаться ростом. И речь не только о политиках - звезды эстрады и бомонда, вознесенные толпой, правящие ею и служащие ей, они задают эталоны, но при этом намекают, что до этого уровня дотянутся далеко не все, а "все" призваны лишь служить сиянию, оставаясь низменными рабами при этом. И человечество радостно соглашается, лишь бы видеть эталон, и не думать, чего этот эталон.

Интересно то, что в современной культуре все нарастает тема возвращения аристократичности. Тяга к моделированию средневекового дворянства, эпохи Возрождения, ампира, викторианской Англии, феодальной Японии - мы живем во время возвращения сознательного стремления к совершенству через уже известные, испробованные прошлым темы.

Это поможет нам избавиться от эталонов зла.

водолейство, осколки, общество, психология, Зверь, my dark muse, философия, выплеск, Человек

Previous post Next post
Up