Самый главный символ Шивы в Индии - Варанаси, храм Вишванат

Jun 19, 2012 02:44

Оригинал взят у govaranasi в Самый главный символ Шивы в Индии - Варанаси, храм Вишванат
Есть в Индии такой город, Варанаси, который считается обителью великого бога индуизма - Шивы. Разрушительного и, одновременно, созидательного начала вселенной, одного из божеств верховной триады Тримурти, наряду с творцом Брахмой и хранителем Вишну.

При этом Шива абсолютен. Считается, что любая форма, которой вы поклоняетесь, - всего лишь форма, а ваше поклонение - это поклонение Абсолютному, стоящему за ней.

Вот и шивалингамы - обычные, на первый взгляд, камни или столбы уже многие тысячелетия являются наиболее почитаемыми объектами поклонения в Индии.




Лингам означает абсолютную прочность, стабильность. Что может быть прочнее скалы? Вы можете бить по ней, трясти ее, делать с ней все, что захотите, но она не сдвинется с места.


В Варанаси есть храм - Вишванат, в который индусы идут через всю Индию - поклониться, дотронуться, омыть водой и осыпать цветами Самовозникший Лингам Света (Джотир) Ади Вишвешвар, который покоится в центре храма в серебряном квадрате. Сам храм посвящен Шиве (на санскрите «ната» и «ишвара» означают Бог, «вишва» - всё, получается Господь Вселенной - он же Шива).

Всего в Индии двенадцать самовозникших лингамов, находятся они в разных частях страны. У них свои имена, цвета и особенности. Но этот, в храме, говорят, самый-самый важный во всей стране.

Фрагмент изображения на стенах Варанаси всех Джотир-лингамов




Вишванат

И вот уже виднеется золотой купол, и вот уже заходишь во внутренний двор, и вот уже здесь, и вот... ничего особенного. Да, на купол ушло 1000 килограммов золота, Да, история этого храма очень древняя, но перед нами всего лишь версия храма 18 века, восстановленного после мусульманских погромов. От помпезности и масштаба былого храма 16 века (а храм разрушали и в 12, и в 14 веках) остались рожки да ножки - а именно одна стена, к которой пристроена в 17 веке мечеть Аурангзеба.

Да. Да. Да. Все, что рассказывает гид - замечательно и правдиво. Хороший гид - дает больше деталей, плохой только пересказывает текст путеводителя. Но только есть храмы интереснее и красивее, а любители храмовой архитектуры после Ватикана здесь вообще сникнут. Проблема в другом.

Ни тот, ни другой гид не дает туристам «ключ» к пониманию. Мы здесь чужие, прилетели с экскурсией на Марс. Мы не понимаем, на что смотреть и что собственно делать (плюс расстройство, что не удалось попасть внутрь храма). Единственное утешение - это «Колодец мудрости» Jnan-Vapi в северной части комплекса, про него все понято. Шива создал его своим трезубцем, чтобы остудить в нем огненный лингам, когда на земле еще не было воды. То есть совсем не было. Задолго до появления Ганги. Среди паломников случались желающие кинуться в эту жидкую мудрость (есть поверье, что вода в колодце - часть мирового океана знания), поэтому колодец пришлось забаррикадировать - обнести железной оградой и накрыть решеткой.

А как быть с этим лингамом? Почему все так стремятся к нему? Как он работает?

Невидимый Вишванат

Дело в том, что обычным зрением ничего не увидишь. Это как в фильме "9 район", где инопланетяне жили, как бомжи, в хибарах из ржавых листов железа, а под ними был подземный ход к гипертехнологичному космическому кораблю, а людям было невдомек. Вишванат - это дворец, вокруг которого расположилось целое невидимое царство.

Пять кругов Варанаси

У индусов особое отношение к географии. Верующие не просто пробираются по грязным мощеным улицам к храму. Путь в Вишванат - это географическая метафора путешествия к самому себе, в самое сердце божественного. И разработка этого пути - целая заморочка с большим количеством мест, времен, обрядов. Как будто эта точная система разработана математиком, с которым случился религиозный экстаз.

Последний, центральный круг, называется Antagrha. В нем и находится Вишвешвар. Кстати, географически храм действительно находится в центре города - на одноименном холме, скрытом нагромождениями зданий, между возвышенностью Кедара на юге и Раджгат на севере. Три холма ассоциируются с трезубцем Шивы, на котором «устроился» Варанаси. Поэтому и говорят, что сам Шива держит этот город.

Ходим по богу

Коротко так: Варанаси разделен на 5 кругов - пять koshas. Практически та же радиальная система, что и в Москве. Только прогулка по бульварному кольцу не просветляет, а до МКАДа дойдешь - чертыхаться будешь )) И у каждой коши своя длина и места паломничества (храмы, алтари, кунды).

Это такой package tour из богов, первоэлементов и планет.




Все это время паломники "ходят" по Шиве, потому что в представлении индусов земля - это тело бога, а святые места - это те органы, которые дают больше возможностей почувствовать божественное. Например, говорить в ухо богу гораздо эффективнее, чем кричать в его ступни. Коши Варанаси также напрямую соотносятся с частями тела, заряжая странствующего правильными вещами: голову - сознанием, ноги - действием, лицо - знанием, кровь - мудростью и сердце - благодатью.

Inner Sanctum. Святая святых

И вот паломники, наконец, приходят в сердце - в Antagrha. Их глазами это место выглядит как ракушка с семью витками.

Начало спирали храм "Маникарника Деви", конец - Вишванат. По дороге они обходят 72 храма и поклоняются Шиве, Деви, Ганеше, Бхайраве, Солнцу и многим другим богам. Семь символизирует число чакр. То есть это путешествие от основания позвоночника, где притаилась Кундалини, вверх к макушке. К божественной энергии, символ которой - лингам.

Можете представить, как долгожданна эта встреча?
Этот финальный момент лицезрения лингама стирает границы между человеческим телом и телом бога, между его энергий и твоей энергией. Он служит доказательством того, что, путешествуя к себе, ты находишь там Его. В этом весь смысл и предназначение Вишваната.

Историки города могут оспаривать главенство храма в разрезе тысячелетней истории Варанаси. Например, о Вишванате нет никаких упоминаний в Пуранах, в то время как другой храм Avimuketshvara был известен со еще 4 века и до 13 века был самым главным храмом города. В нем находился Джотир, который позже был перенесен в Вишванат и помещен сейчас поодаль от лингама Вишвешвара.

Но пока историки спорят, Вишванат «работает».

Легенда о Вишванате (версия образованных индусов)

Когда-то давным-давно это был самый известный и почитаемый храм Варанаси. В нем был Джотир лингам Шивы, который возник там сам собой на заре истории. Но в 12 веке в страну вторглись мусульмане, которые разрушали индийские святыни. Когда они шли, чтобы уничтожить Вишванат, главный священник храма, предчувствуя нехорошее, поднял лингам и переместил его в колодец. Храм разрушили, лингам остался в колодце. Шло время.

И однажды королеве Ahilyabai Holkar, правившей в городе Индаур (Индор) в 18 веке и поклонявшейся Шиве, приснился сон.




Во сне с ней заговорил сам Шива - он рассказал про лингам, указал, где он находится, и попросил поставить лингам, как тому подобает. На утро царевна созвала слуг и отправилась к колодцу. На дне его действительно обнаружили лингам. Рядом с колодцем обозначили место, где будет храм, и лингам вытащили на свет. Чтобы перенести символ Шивы, понадобилось 400 человек - такой он был тяжелый. А, как мы помним, главный священник в свое время перенес его в одиночку - настолько хорошо он владел магическими способностями, сидхи.

Так вот, когда эти 400 человек почти донесли лингам до нового места, камень самостоятельно соскользнул и плавно лег точно в отведенную ему нишу. Где он и находится до сих пор.

Хотите верьте, хотите нет.

Previous post Next post
Up