Приезжай ко мне в гости!
Представьте, что к вам в давно обжитый дом приходят ваши старые и не очень друзья, знакомые и не очень люди, и под чайно-хинкальные разговоры вы рассказываете, откуда в вашем доме этот патефон, какие очереди выстаивались за редкими книгами, почему ваши бабушка и дедушка так заливисто смеются на фотографии, словно вы согреты вновь этим беззаботным весельем прошлого. И друзья замечают, как от воспоминаний, вы расплываетесь в улыбке, как поглаживаете домашние реликвии, и сами проникаются.
И вот также, приезжая в дагестанские сёла к своим ранее виртуальным друзьям из соцсетей, мы побуждаем их находить в своей памяти уголки, не позаброшенные в этой суете, но отложенные на неопределенное «потом».
Ранним субботним утром туристический десант из 20 блогеров и журналистов выехал из Махачкалы в трехчасовой путь. Друзья, супружеские пары, просто зафоловленные в твиттере - вооружились техникой и удобной обувью.
Поездка в поселок ремесленников Кубачи - это как возвращение на легендарную родину, о которой ты много слышал. И когда ты вдыхаешь этот воздух, жмёшь руки сельчанам, блуждаешь в старых кварталах - тоже становишься немного кубачинцем. Ну а если ты родился в этом ауле, то никогда не потеряешь эту связь. Если враг пришел в твои земли с мечом, твои потомки будут беречь оружие поверженного врага в память о победе. И если ты уехал далеко, в холодный, ещё царский Санкт-Петербург работать реставратором в Эрмитаже, то непременно прославишь Кубачи и лучшую свою работу посвятишь родному краю. И если сложил голову от рук фашистов на чужбине, родичи устанавливают резную памятную плиту из дерева. И если ты давно городская модница, то приехав в Кубачи, накинешь на голову белоснежный платок с золотой вышивкой, бахромой и тесьмой.
Слава генам и искусству!
Сменилось 16 руководителей Кубачинского художественного комбината имени Расула Алиханова, в галерее портретов - председательница артели Ахмедова Манаба, прабабушка нынешнего директора Ахмедова Магомеда. С 1922 года каких только наград не удостаивался коллектив - лауреаты Госпремии имени Репина, победители Всероссийского соцсоревнования. В прежнее время трудилось около 800 человек, перерабатывая в год около тонны серебра. Сейчас насчитывается около 200 работников, большинство кубачинцев - надомники. А в другом промысле они себя и не мыслят.
Комната образцов (а вовсе не музей!) художественного комбината оставляет противоречивые чувства: ведь трудно охватить разумом историю, когда перед тобой одновременно меч Надир-шаха с двумя клинками, двери с соседствующими солярными символами и арабскими надписями, громадная китайская ваза, отобранная в кампанию раскулачивания, подарки отцу народов Сталину и демонстратору кузькиной матери Хрущеву. Из-за того меча в 1993 году убили сторожа, а реставратор китайской вазы умер от голода в блокадном Ленинграде. Вот на таком материале, пожалуй, школьные уроки истории, а впрочем, и институтские лекции перестанут быть попугайским заучиванием параграфов.
Как выяснилось, музейные экспонаты прерогатива не одного лишь комбината. В гостеприимном доме родителей Расула Куртаева, нашего проводника и по совместительству главы поселка Кубачи, кунацкая стала полным собранием истории семьи, где расположились кувшины, тарелки, традиционное приданое, а на резном камине - фотография мамы. Спасибо супруге Расула - удалось примерить парчовое платье и надеть традиционный для кубачинок платок.
Нам сверху видно всё!
Оборонительная электрифицированная башня в Кубачи, теперь единственная оставшаяся, состоит из пяти ярусов (двух подземных и трех надземных) и в свое время даже служила пристанищем для погорельцев или тех, чьи дома разрушились. По словам Р. Куртаева, благодаря министерству культуры РД были выделены необходимые средства, и башню удалось отреставрировать. Восстанавливали, что называется «по наитию», ведь фотографий не сохранилось. Сейчас башня чаще всего заперта, а высота такая, что в ясную погоду со смотровой площадки открывается вид на десяток горных вершин, в том числе соседних районов. Пейзаж захватывает дух и притупляет страх высоты, а заодно переосмысливается городской уклад жизни и его ценности. Проверено!
Нет - праздности, да - празднику!
Впрочем, прямо с башни можно посмотреть и на дворики кубачинцев и заприметить сидящих в ряд женщин (белые платки так и выдают их). Спустившись вниз, мы встретили этих замечательных бабушек, чьи руки без устали работают, даже если от возраста начинают подводить. Они деловито вяжут джурабы: внукам на зиму пригодятся. «А вам не надо? Покупайте!», - переводит нам Расул.
Пожалуй, самые трогательные фото, что мы привезли из поездки, именно со стариками. Пожилые люди и вправду очень душевные и мудрые. Например, дедушка Кадыр вспоминал, кому принадлежали разрушающиеся дома. Лучшая похвала сельчанину - «отличный был мастер, многих научил». А еще он с точностью до рубля оценил кубачинский браслет на руке участницы блоготура Аксаны Гусейнаевой: «Хорошая работа, глубокая чеканка. Носи на радость!».
История Кубачи не прерывается, словно танец на сельской свадьбе, где женщины и мужчины по очереди сменяют уставших танцоров. Вот и мы, как новоиспеченные шурики, не могли не посетить обрядовый праздник, где сельчане радуются появлению новой семьи, а значит продолжению жизни.
И снова в путь
Впереди у нас еще 51 одна неделя и 51 муниципалитет. Следующий пункт - древний Дербент. Не будем спорить, сколько ему на самом деле лет. Просто навестим его, как дом старого друга, о котором мы столько знаем, но по-прежнему готовы открывать его легенды и были.