(для Школы иррациональной журналистики)
Сегодня мы поговорим о том, почему глаза общества нельзя обмануть. Жизнь каждого журналиста, даже если он ни разу в жизни не позировал перед телекамерой, находится под пристальным проницательным оком публики. Традиционная журналистика, как мне кажется, недостаточно внимания уделяет этому феномену. Принято считать, что мысли журналиста никому не видны, да и до них нет никакого дела обществу, которое требует сенсаций и провокаций,далеких от внутренних ценностей того человека, который это освещает в прессе.
Поэтому мы попробуем хотя бы очертить проблему восприятия тщательно завуалированных профессией смыслов и образов, которые не до конца исследованным, тем не менее чудесным внутренним зрением улавливаются обществом. Поскольку, по моему глубокому убеждению, именно эти подсознательные личные посылы, не всегда понятные даже самому журналисту, и оказывают решающее влияние на массовое сознание.
Как правило, читатели чувствуют и можно сказать видят с каким настроением и насколько ваши внутренние мировоззрение вписывается в данный текст, не является ли это то, чем вы хотите поразить публику всего лишь профессиональным трюком, основанном на уверенности, что "пипл все схавает". А вдруг подавится или появится неприятная отрыжка?
Приведу парочку свежих примеров. После моей статьи об одном спорном открытии, которое растиражировали журналисты, появился такой комментарий: "А разве вы не знаете, что по договоренности между собой
выражение "английские ученые изобрели" следует медийная утка. Для людей знающих она является сигналом к тому,
что дальше точно будет "лажа". Так братья-журналисты, которые привыкли держать пипл "за быдло" кичаться своей машиной по оболваниванию массового читателя и зрителя. Но читатель и зритель хавает не все. Не даром часто говорят: "Не держите людей за идиотов" или более культурно:"Не думайте, что вы умнее других".
Да, малообразованный читатель вряд ли поймет умом, где вы подтасовали факты или писали лишь бы отвязаться от назойливого редактора или даже просто были не в духе, или старались ему что-то продать через заказной материал. Но он, читатель почувствует фальш и "проголосует рублем" - не станет покупать газету, заглядывать на сайт или смотреть передачу. Но это в идеале, а в жизни, конечно купит, конечно, еще и еще раз прочитает, чтобы ругать бессовестных и продажных журналюг.
А информацию пойдет искать в другом месте, там, где люди "приличнее" Глаза общества, его коллективная мудрость - та же камера, которая присутствует в жизни журналиста, даже если его никто не знает в лицо и его никогда не показывали по телевизору. Профессионализм и артистизм не в силах до конца спрятать внутренний мир и самые потаенные помыслы, если написанное вами читает больше, чем один человек - вы сами.
Можно даже сказать, что общество в целом читает ваши мысли, оставляя почти без внимания слова. И то, что СМИ создают настроения в обществе - тоже не метафора. Недавно кто-то из экономистов сказал, что финансовый кризис может быть спровоцирован настроением банкиров(ясно, что об их панических настроениях, возведенными в квадрат личными опасениями
журналистов, мы узнаем из СМИ).
Отсюда вытекает простой вывод. Умение журналистом управлять своим внутренним миром едва ли не решающее качество способное уберечь внутренний мир общества от саморазрушения и тотальной деградации.
Камера!:)