Музей Катастрофы - Яд ва-Шем - часть шестая - Художественный музей - Феликс Нуссбаум

May 02, 2011 21:52

Одни из лучших картин в музее принадлежат кисти Феликса Нуссбаума.

Феликс Нуссбаум родился в городе Оснабрюк, Германия, учился рисованию в Гамбурге, Берлине и Риме. В 1935 году он и его будущая жена Фелка Платек поселились в Бельгии. В 1940 году вместе с другими иностранцами Нуссбаум был арестован и заключен в лагерь Сен-Сиприен на юге Франции, откуда ему удалось бежать и спрятаться в Брюсселе. В1944 году художник снова был схвачен, депортирован в Аушвиц и уничтожен.

Более подробная информация о художнике тоже есть на сайте Яд ва-Шема.

Очень сильное впечатление производит картина "Лагерная синагога", 1941 г.

Четыре фигуры, завернутые в талиты, молятся у заброшенной лачуги. Такая на скорую руку оборудованная синагога была в концлагере Сен-Сиприен, узником которого был Нуссбаум. Справа от молящихся - одинокая фигура. Это, возможно, сам Нуссбаум, который двойственно относился к своему еврейству, как и многие другие молодые люди его поколения. Арестованный за то, что он был евреем, Нуссбаум нерешительно возвращается к своим еврейским корням. Серое, хмурое небо заполняет задний план картины, черная туча закрывает собой солнце во время утренней молитвы, а над бараком парят вороны. На переднем плане разбросаны ботинок, пустая консервная банка, кость и кусок колючей проволоки. Каждый из этих предметов символизирует тяжелые условия жизни в лагере. Картина была закончена в Брюсселе по наброску, сделанному в Сен - Сиприен, вскоре после побега художника из лагеря.



И еще одна его картина "Беженец", 1939 г., копию которой я уже показывала во втором посте про Яд ва-Шем. От этой картины остается ощущение полной безысходности и щемящей тоски.
Позволю себе процитировать очень интересную статью Вадима Ротенберга об этом замечательном художнике:
"...В совершенно пустой комнате на стуле, спиной к зрителю, сидит человек, в отчаянии охвативший голову руками. Рядом со стулом стоит собранный портфель. Человек готов к уходу. Очевидно, что в этой комнате со стенами пустыми, как слепые глазницы, оставаться нельзя. Но на таком же пустом столе стоит старый глобус - и видно, что он уже хорошо изучен, осмотрен со всех сторон. Бежать некуда. И стоишь перед картиной с ощущением, что это тебе уже некуда бежать. Я не припомню картины, которая с такой силой передавала бы чувство безнадежности".

Еще одно описание с сайта Яд ва-Шем:
"Человек сидит на стуле, ссутулившись, в отчаянии закрыв лицо руками. Рядом с ним посох и узелок с вещами. Длинный пустой стол, на котором находится только глобус, занимает всю комнату, напоминающюю тюремную камеру. Через сводчатый проем видны голые деревья; над ними кружит стая ворон. Картина отражает страх и отчаяние Нуссбаума в предвидении Второй Мировой войны. Грозная тень Германии распространяется по Европе, не оставляя художнику путей к бегству. Пустая комната символизирует беспомощность человека, а унылый пейзаж на заднем плане картины свидетельствует о мрачной реальности - для еврея убежища нет".



Еще несколько картин этого художника:

"Вид на Остенде с лодкой", 1935.
"Человек в шлюпке, на берегу канала видны городские постройки, церковь. Перед домом стоит лошадь с повозкой. Картина создана в Остенде, бельгийском курортном городке, где Нуссбаум проводил летние каникулы вместе со своими родителями. Немало сцен из портовой жизни написано здесь в тот период, когда Нуссбаум еще не был арестован и мог свободно путешествовать по Бельгии".



Описания этой картины я на сайте Яд ва-Шема не нашла.



"Натюрморт с маской, перчаткой и футбольным мячом".
"На розовой скатерти разложены несколько предметов: футбольный мяч, рулон бумаги, частично закрывающий слово “[TOMB]JOLA” (лотерейный билет), будильник, африканская маска, белая перчатка и фиолетовый с белым цветок анютиных глазок. На заднем плане, над балконными перилами, в темном небе висит полная луна. Нуссбаум написал эту картину в своем укрытии, и она явилась выражением его страха за свое будущее. Будильник напоминает художнику, что жизнь ограничена быстро текущим временем. Лотерейный билет - это символ переменчивости удачи. А над всем реет призрак смерти, проглядывающий сквозь африканскую маску".



"Портрет неизвестного", 1941.
"Человек сидит за столом, подперев голову рукой. В другой руке он держит сухой лист, а рядом на столе - закрытая книга. В выражении лица неизвестного чувство отчаяния и безысходности. Сухой лист символизирует быстротечность времени, бессмысленность жизни, беспощадное приближение смерти и главное - незащищенность человеческого бытия. Темные тона произведения, прежде всего - коричневые и серые, усиливают состояние подавленности и тоски. Закрытая книга выражает неспособность человеческой мысли помочь художнику в его безнадежной и отчаянной ситуации".


Фотки, Яд ва-Шем, Память, Иерусалим, Израиль

Previous post Next post
Up