Монастырь Иоанна Крестителя, Эйн Карем

Sep 02, 2006 23:21

Англичане называют его Сент Джон, французы - Сен Жан, итальянцы - Сан Джиованни, испанцы - Сан Хуан. Это место со средних веков традиционно посвящено Захарии и его сыну Иоанну.
Археологические раскопки подтвердили, что это место было заселено еще в период Второго Храма, обнаружив остатки строений, характерных для иродианского периода - водные цистерны, маслодавильня. Археологи находят различные предметы, связанные с римской эпохой.




В 1885 году, при строительных работах по расширению портика церкви под монастырем, были открыты фрагменты древнего мозаичного пола. Это были остатки византийских церквей, условно называемых сегодня “Южной капеллой” (справа от входа) и “Капеллой мучеников” (под террасой главного входа). По всей видимости, церкви были построены над фундаментами бывших здесь домов, которые традиционно относились к семье Захарии и Елисаветы - родителей Иоанна Крестителя и затем, вероятно, служившими синагогами иудео-христианской общины. Обе капеллы в 529 году были разрушены самарянами, а все монахи убиты. Первая капелла (под входом) была названа капеллой мучеников из-за греческой надписи в полу, прославляющей мартиросов: “ΚΑΙΡΕΣΘΕ Θ(εο)Υ ΜΑΡΤΥΡΕΣ”. В капеллу мучеников доступ обычно закрыт, но ее мозаичный пол с вышеприведенной надписью хорошо виден через круглое отверстие, сделанное для этой цели в полу террасы.



Крестоносцы, в свою очередь, тоже построили здесь церковь, но и она была разрушена по их отступлении. Современное здание следует их плану.
Монастырь и церковь в настоящий момент принадлежат францисканцам. Официально эта территория была приобретена в 1621 году, но первое время францисканцы не могли прочно обосноваться здесь из-за конфликтов с местными арабами. Только в 1673 году фирман турецкого султана гарантировал неприкосновенность их имущества, и в 1674 году, несмотря на враждебность соседей, несколько францисканских монахов впервые поселились в Эйн Кареме. Королевская семья Испании помогла монахам построить монастырь, поэтому настоятель монастыря всегда испанец. В 1857 году королева Изабелла подарила монастырю алтарь из итальянского мрамора, который был установлен в гроте.

Строительство монастыря и церкви велось постепенно и полностью завершилось, приняв современный вид, к 1900 году.















Нельзя сказать, что архитектурное решение всего ансамбля было удачным. Само здание церкви скрыто монастырем и видны только башня со шпилем, и если издалека посмотреть, то можно увидеть и купол. Купол расположен в центре здания, вне апсиды, как у православных церквей, что не характерно для западной традиции. План церкви представляет собой базилику разделенную шестью колоннами на три нефа. Голубая майолика, которой с 1865 года облицованы колонны, придает церкви изящный испанский характер. Она также служит и практической цели - скрыть повреждения стен, причиненные сыростью.









Главная Святыня - маленькая пещерка (в конце левого нефа), где внизу, на мраморной плите, латинская надпись повествует: “HIC PRECURSOR DOMINI NATUS EST” (Здесь родился Предтеча Господень). В 1698 году здесь были установлены пять мраморных медальонов, изображающих: Крещение Иисуса, Рождество Иоанна Предтечи, Посещение Елисаветы Мариею, Усекновение главы Иоанна Крестителя, Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне.









В церкви собрана замечательная коллекция картин, некоторые из которых, по оценкам специалистов являются наиболее ценными и прекрасными в Палестине.

На северной стене: 1. “Обретение креста св. Еленой”, выполненная художником севильской школы, возможно, учеником Леаля Вальдеса (1622-1690), прекрасная картина, но, к сожалению, несколько подпорчена сыростью;



2. “Бегство в Египет” - темное полотно с еле различимыми фигурами, картина выполнена неизвестным художником севильской школы, вторая половина XVII века.



3. “Юный Иоанн Креститель в пустыне”, написанная художником школы Мурильо, вторая половина XVII века.



Картины на южной стене: 1. “Видение св. Антония”, судя по подписи, является работой художника школы Мурильо, Томазо Грасия (1695 год);



2. “Поклонение пастухов” - возможно, относится у неаполитанской школе Джорджано Лука (1632-1705);



Над входом в ризницу весит сильная драматичная картина, изображающая усекновение главы Иоанна Крестителя - вероятно, выполнена испанским художником Франциско Рибальта (1551-1628), в подражание фламандцу Рубенсу.



В правой апсиде помещена картина, изображающая Посещение, написанная в стиле Эль Греко; здесь же находятся деревянные статуи Захарии, Елисаветы, Иоанна Крестителя, Иосифа с Иисусом, иконы традиционного византийского стиля (русские). Алтарь в этой апсиде посвящен св. Елизавете.





В центральной апсиде есть также шедевры: справа - “Св. Иоанн”, изображенный мальчиком, приписываемый Хосе Рибере (1591-1652) или его школе,



и слева - “Видение Захарии” - школа Франциско Зурбарана (1598-1664).



Статуя Непорочной Девы из Барселоны (1870 год) обрамлена статуями Захарии, Елизаветы, св. Иоанна и св. Анны (см. фото). Кусок мозаики перед алтарем - часть церкви XI века. По обе стороны апсиды установлены мраморные статуи св. Франциска и св. Клары - сделаны Доменико Константино из Палермо 1879 год.







Четыре боковых алтаря посвящены Рождеству Христову, св. Антонию, св. Елене, св. Иосифу.

Значительная часть шедевров искусства находится в ризнице: “Крещение Христа” (XVII век), две картины, изображающие св. Франциска и св. Клару (1806 год), “Благовещение”, “Поклонение волхвов”, иконы из шелка, мраморное распятие на деревянном кресте с перламутровыми инкрустациями конца XVIII века, предметы церковной утвари, облачения священников и множество других интересных экспонатов.



Внутри храма расположен вход в пещеру:



А это план византиййской церкви, как я поняла:



Слова гимна Захарии написаны на 24-х языках на больших керамических панно, расположенных на стенах монастырского двора.





Еще территория монастыря:

















Вход в кафешку по дороге к нему:


Еще фотографии, сделанные новой дигитальной зеркалкой, у shimonk

Фотки, Монастыри, Эйн-Карем, Иерусалим, Израиль

Previous post Next post
Up