Про ущелье Хевер я писал неоднократно, но каждый раз, снова побывав там (а бывал я там раз пятнадцать), хочется писать ещё. Хевер вдохновляет на креатив, он безумно грандиозен и великолепен. Он божественен. Это - закрытый заповедник, и пойманному там туристу грозит серьёзный штраф и куча других неприятностей. Но если очень хочется, то подобные опасности - не преграда. Чтобы пройти его от начала до конца, необходимо преодолеть тяжёлый подъем в гору, пройти пять км по пересечёнке, пролезть/проплыть через меандр с кучей водопадов и водными преградами, и спуститься с двух огромных отвесов - первый 125 метров, второй - 70, а третий обходится. Воду необходимо нести с собой. Но Хевер этого стоит, это место, которое стоит увидеть перед смертью.
Чуть больше года назад, по пути в Пещеру Посланий, расположенную на северной стенке ущелья, я позвонил профессору Бар-Иланского университета Ханану Эшелю, ведущему израильскому специалисту по археологическому исследованию пещер Мертвого Моря; он объяснил мне как туда попасть. Некоторое время спустя, встретив его на одной из конференций по иудаике, я рассказал ему о нашем походе. Он же, с грустью в глазах, сказал, что его заветной мечтой было побывать в Пещере Ужаса на южной стене Хевера, но эта мечта так никогда и не сбылась. Я предложил ему пойти с нами и осуществить его мечту. Эшель ответил мне, что тяжело болен и не в форме для подобных приключений. Два месяца назад он скончался от рака, предварительно успев выпустить второй том исследований по пещерам Мертвого Моря. Мы продолжим начатое им дело, нас не остановит ничто.
Во-первых, я должен поблагодарить всех замечательных людей, с которыми мне выпало побывать в этом ущелье. Вас слишком много, чтобы перечислять здесь - я не хочу забыть кого либо и тем самым обидеть. Но Вы знаете, друзья, и спасибо Вам всем.
Фото, в-основном, мои, но есть несколько снимков
danikh и
seagull_gull. Прохождение "Гевей Хевер" (меандр над большим отвесом):
Второй отвес Хевера:
Ещё фото, и будет ещё куча:
Вид на Гевей Хевер сверху:
"Верёвка!!!"
Гигантский отвес Хевера снизу:
Так чем же так интересно это ущелье, кроме своей крышесносной красоты и первозданности? Начнем с событий двухтысячелетней давности, а также раскопок, произведенных в Хевере после основания государства Израиль - ведь то, что произошло здесь в 135 г. н. э. было не менее драматичным, чем то, что "произошло" в Масаде, находящейся на расстоянии 8 км южнее. А легендарный археолог Игаэль Ядин, копавший здесь - он же копал и в Масаде. Он же популяризировал мифы Бар-Кохвы и Масады. Ему очень везло - он всегда находил именно то, что искал.
Вот он, в Пещере Посланий (с серпом в руках):
Так начинается книга Ядина "В поисках Бар-Кохвы" о раскопках в ущелье Хевер (стр. 15, перевод мой): "Я сидел у своего рабочего стола в Иерусалиме и, дрожа, смотрел на связку папирусов в моей руке. Каждый из них был связан по отдельности, и все вместе они были связаны веревкой. Терпение! Опрометчивость в отношении к сухой и хрупкой связке может привести к тому, что она рассыплется, и драгоценные документы будут утеряны. Мне не оставалось ничего, кроме как, вооружившись терпением, ждать того, что техники-специалисты развернут их. Однако мне показалось, что внутри связки я увидел нечто, показавшееся мне четырьмя дощечками, на которых чернилами были начертаны прописные еврейские буквы. С превеликой осторожностью я вытащил две из них из связки, и не поверил своим глазам!
Несколько недель спустя после того, как документы были открыты, на мою долю выпало рассказать о них приглашённым в доме президента (ха-наси הנשיא) Израиля, Ицхака бен-Цви. Я спроектировал на экран слайд тех четырёх дощечек, и с волнением прочёл первую строку: "Шимон бен-Кусба, ха-наси (הנסי, sic) над Израилем". И добавил, "Уважаемый Президент (הנשיא), имею честь доложить Вам, что мы нашли 15 писем, написанных или продиктованных последним президентом (הנשיא) Израиля 1800 лет назад."
Я плакаль…
Пещера Посланий, вид с подъема на плато Иудейской Пустыни (т. н. "Маале Хевер", лето 2005 г.):
Пещера Посланий, вид изнутри:
Внутри Пещеры:
Вид на Пещеру Посланий с востока (обратите внимание на полку ниже пещеры):
Я продолжу описание этой пещеры ниже, там будут чертежи и фото.
Масада, как известно, ежегодно посещается миллионами туристов, и начиная с первой трети XX-го в. является символом еврейской самоотверженности, стремления к свободе и самопожертвования. Про израильский "культ Масады" написаны книжки, да и ещё будут написаны. Что же касается ущелья Хевер, бывшего свидетелем событий не менее драматичных, то оно уже много лет закрыто для посещения, и большинство израильтян (не говоря уже о туристах) не имеют понятия о том, где оно находится. Даже археологи, желающие посетить его в рамках научных исследований, сталкиваются с тяжело преодолимыми препятствиями.
Вид на ущелье с его северного склона (зима 2009 г.):
Нет никакого сомнения, что Масада грандиозна. Однако меня более всего в ней привлекает не суицидальный фанатизм сикариев, а гениальность Ирода Великого (40 (37)-4 гг. до н. э.), сотворившего сие инженерно-эстетическое чудо посреди выжженной и безводной пустыни. Кстати, вино ему привозили в Масаду из Италии, и часть из разбитых амфор с надписью на латыни: "Для Ирода, царя Иудейского", были найдены археологами. При постройке расписанной фресками баньки в месте, где испарение превышает осадки в десятки раз, он опередил новейшую римскую технологию. Вот реконструкция этой баньки:
Ирод дружил со всеми высокопоставленными политическими деятелями своей эпохи, превратил Иерусалим самый богатый и развитый город Востока (как заметил Плиний Старший по сему поводу), привел к расцвету экономики Иудеи, беспрестанно заботился о политических, гражданских и религиозных правах евреев диаспоры, и поднял международную репутацию евреев и иудаизма до уровня доныне неслыханного.
Ещё фото ущелья Хевер:
Сель в Хевере, нижний отвес ущелья (зима 2006 г.)
По дороге в Хевер (май 2010 г.):
Разведка гигантского отвеса в притоке Хевера, ущелье Холед, май 2006 г.:
Спуск с большого отвеса Хевера, 2006 г.:
Нет практически ни одного крупного города в восточном Средиземноморье, который не получил бы от Ирода подарков в виде форумов, мостовых, театров, храмов, рынков и. т. д. Часть из них и по сей день стоит. Говорят, что делал он это не только из тщеславия, но также потому, что во всех этих городах были крупные еврейские общины. Люди, получившие щедрый подарок от "Царя Иудеев", скорее всего, не очень быстро побегут, дабы ревностно громить своих соседей-евреев.
Подъём на плато Пустыни (лето 2005 г. - вечно молодые, вечно пьяные):
Вид на средний отвес Хевера (70 м.) с Маале Хевер:
Вид на большой отвес Хевера (125 м.) с плато:
Вид на ущелье с большого отвеса:
Обычно Ирод - и в древней и в современной иудео-христианской историографии - считается ублюдком, тираном, и даже "сатаной" - вот это последнее я своими ушами слышал от одного израильского профессора на международном конгрессе. Профессор этот даже книжку написал про Ирода, якобы Ирод был психом и больным на голову - детский сад отдыхает. На самом деле, я думаю, что голова неизлечимо больна у профессора, а у Ирода все было в порядке. Другими словами, ну никак не любит Ирода публика. За намного более мягкую попытку реабилитации Ирода, чем моя (хотя намного более обоснованную - несколько сотен страниц на иврите, и есть немецкий перевод), знаменитый израильский историк античности и переводчик "Иудейских Древностей" Флавия на иврит, Авраам Шалит, поплатился своей карьерой. В 60-х гг. XX в. дело было... И будем надеяться, что времена поменялись. Читатель может спросить, чего же хитрый Кучер хочет, и к чему клонит? Читайте дальше, поймете в скором времени.
Так вот, можно сказать, что все те территории, которые героические Хасмонеи (а я имею в виду в-основном второе и третье поколение династии - первое еще боролось за выживание, им ришпект и уважуха) завоевали огнем и мечем, приведя по ходу дела к ненависти окружающих народов к евреям, так же как и к гражданским войнам и неслыханным страданиям многих тысяч самих евреев (так, например, алкаш по имени Александр Яннай распял однажды 800 фарисееев и вырезал их жен и детей у распятых на глазах)), они потеряли в 63 г. до н. э., после того, как Эрец-Исраэль была аннексирована Помпеем. Ирод же получил все эти земли в подарок, практически не воюя - сначала от Марка Антония, затем от Октавиана Августа.
Другими словами, Вы, я надеюсь, понимаете, что я против баек, боянов и голимых мифов. Я против фанатизма, и за мудрых политиков. Так вот, насчёт Масады. С моей точки зрения, что касается фанатов, наскоро построивших примитивные печки на изящных мозаичных полах, то их групповое самоубийство было выдумано Иосифом Флавием. Впрочем, это не моё лишь мнение - подавляющая часть исследователей, на данный момент, считает, что суицидальные речи Элязара бен-Яира и действия ими якобы спровоцированные - это мутной воды враки.
Обратите внимание - мозаика - Ирода, а печка в правом нижнем углу - добавка сикариев:
Впрочем, для меня лично вопрос было ли групповое самоубийство в Масаде или не было, не столь важен. Достаточно разобраться в том, кем были эти зелоты-сикарии. За власть над Иерусалимом они воевали с другими евреями до тех пор, пока их предводитель Менахем не был убит из-за своей мегаломании (задолго до того, как у стен Иерусалима появились римляне). После этого, они утекли в Масаду, где и оставались до 74 г. Всё это время они промышляли грабежом и насилием (например, вырезали всё мирное, еврейское, население Эйн-Геди, включая женщин и детей - 700 человек (Флавий, "Иудейская Война", 4, 7, 2). Так что если для кого-то они и герои, то для меня - нет. А ведь если Ирод продолжал бы править, то может быть, всё это можно было бы предотвратить. Но не тут-то было...
Про повстанцев Бар-Кохвы, воевавших с римлянами в 132-135 гг. н. э., мы знаем намного меньше, чем о "героях" Великого восстания. Даже имя самого предводителя восстания не было достоверно известно до того, как в этих самых пещерах (и в пещерах в Вади Мураббаат/ущелье Дарга) нашли его письма. Настоящее имя героя было Бен-Косиба, переиначенное его сподвижниками на "Бар-Кохва" (арам. "Сын Звезды") (намек на мессианское пророчество в книге Бе-Мидбар, по-русски, Числа, 24:17), а впоследствии - мудрецами-раввинами - на Бен-Козива (арам. "Сын Лжи"). Мудрецы, испытавшие на своей заднице страшные последствия поражения, нуждались в теодицеи. Логичным решением было валить всю вину на Бар-Кохву и обвинять его в богохульстве, гордыне и наглости по отношению к Всевышнему. На самом же деле, величайший мудрец этого периода, рабби Акива, по всей видимости, поддерживал Бар-Кохву, и даже считал его Мессией:
"Р. Шимон бар-Йохай передаёт следующую таннаическую традицию: "Р. Акива бар-Йосеф интерпретировал "Восходит звезда от Иакова [и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрущает всех сынов Шета. Эдом будет под владычеством его…]" (Числа 24:17) как "Восходит Кузба от Иакова". Когда Р. Акива видел Бар Кузбу [т. е., Бар-Кохву], то он говорил: "Вот он, Царь-Мессия!" Сказал ему Р. Йоханан Бен-Торта: "Акива, сорняки прорастут из твоих щёк, и всё еще сын Давидов не придёт!" (Иерусалимский Талмуд, Трактат Таанит, глава 4, лист 68, 4 колонка; перевод мой).
Вид на среднюю часть ущелья с большого отвеса:
О восстании Бар-Кохвы за последнее время написано было немало. Главная проблема исследователей состоит в том, что у этого восстания не было своего Иосифа Флавия, а поэтому нам, в основном, приходится гадать о его причинах, территориальных масштабах и ходе событий. Причина восстания не вполне ясна. Древние историки пишут о двух таких причинах: часть из них сообщает, что восстание началось из-за того, что римский император Адриан (117-138 гг. н. э.) решил превратить разрушенный в 70 г. Иерусалим в языческий город и построить капища на Храмовой Горе. Другие источники рассказывают, что просвещенный Адриан решил ужесточить римский закон, запрещающий варварский обычай кастрации, и запретил обрезание. Дескать, делать этим варварам нечего, так они члены свои уродуют - то яйца отрезают, то шкурку. Однако вопрос ликвидации шкурки для евреев был принципиальным, и они подняли восстание; Адриан подавил его (дорогой ценой и для евреев и для своих собственных легионов), и развязал гонения на иудаизм. Слава Богу, он скончался в скором времени, а его последователь эти гонения прекратил.
Вид на большой отвес Хевера снизу:
Вам интересно почитать про восстание Бар-Кохвы? Так читайте дальше.
Итак, восстание под предводительством Бар-Кохвы (132-135 гг. н. э.) являлось последней попыткой древних евреев Эрец-Исраэль (и древних евреев вообще) возродить независимое еврейское государство. Ему предшествовали так называемое Великое восстание (66-74 гг. н. э.) и Восстание Диаспоры (115-118 гг. н. э.), в котором участвовали еврейские общины Кирении, Египта, Кипра, а также, по всей видимости, евреи Месопотамии.
Все эти восстания были подавлены, причем, дорогой ценой для всех сторон, принимавших участие в конфликтах. В результате Великого восстания, как известно, Иерусалим и его Храм были разрушены, а все евреи империи были обложены поголовным налогом, т. н. fiscus iudaicus. Пришедший в ходе восстания к власти император Веспасиан решил, что те деньги, которые евреи ранее посылали в свой Храм (и даже больше), теперь они будут посылать в Рим - на первых порах в целях субсидирования строительства храма Юпитера Капитолийского, сгоревшего в ходе междоусобной борьбы за императорский престол во время т. н. "года четырех императоров" (69 г. н. э.). Однако по большому счету, подавление восстания не сопровождалось гонениями на иудаизм со стороны римских властей, и права еврейских общин, не принявших участие в боевых действиях, были сохранены. О Великом восстании я писал
здесь. Пещера Посланий:
Про Восстание Диаспоры мы знаем значительно меньше, чем про Великое восстание. При этом стоит отметить, что о
Великом восстании мы знаем намного больше, чем о любом другом провинциальном восстании в Римской Империи вообще. Этим мы обязаны исключительно стараниям Флавия Иосифа, а также усидчивости христианских переписчиков, которые сохранили его труды для потомков. Христианские авторы были заинтересованы в описаниях еврейского поражения и разрушения Храма, в основном, в целях подтверждения догмата об отвержении евреев Богом по причине того, что они не распознали и грохнули Христа. На самом деле, немалую часть из того, что мы знаем о восстании Диаспоры и восстании Бар-Кохвы, мы также черпаем из свято-отеческой литературы, которая сохранила эти сведения по той же самой причине.
Ещё один меандр, перед вторым отвесом Хевера:
Восстание Диаспоры началось в Кирении, затем захлестнуло Египет и Кипр. По всей видимости, повстанцы были движимы мессианскими настроениями и лютой ненавистью к окружающим их язычникам (про египетский антисемитизм и александрийский погром в частности, так же как и языческий антисемитизм в целом я уже писал
здесь). По разным сведениям, евреями руководили то ли некий Андреас (так у Диона Кассия), то ли Лукуас (так у Евсевия Кесарийского), которые, по всей видимости, претендовали на царский (то бишь, мессианский) титул. Логично предположить, что целью этого восстания являлось истребление язычества в Северной Африке и на Кипре, и своего рода "новый исход" и завоевание Обетованной Земли, со всеми проистекающими из этого последствиями. Изначально евреи одержали несколько побед, но вскоре император Траян послал против повстанцев своего полководца Марция Турбона.
Средняя часть ущелья (между первым и вторым отвесом). Нога человека ступает здесь не более пары раз в году:
Ещё одно произведение "современного искусства". Представьте себе, какой силы должен быть селевый поток, чтобы протащить эту махину через меандр, столкнуть с отвеса, а затем протащить по дну ущелья несколько сотен метров!
А вот ещё одно чудо:
Вид на Пещеру Посланий изнутри ущелья:
Вторая часть здесь. Вторая часть здесь.